Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

5 июня 2020, Пятница

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация предоставления общедоступного и качественного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской  области

В Нижегородской области созданы условия для предоставления качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В 2018-2019 учебном году в Нижегородской области сеть образовательных организаций для всех категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов представляет:

- 48 образовательных организаций, осуществляющими деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (в том числе, интернатного типа), в которых обучается 6535 ребенка с ОВЗ и инвалидностью;

- 411 классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения при общеобразовательных учреждениях с охватом 3916 детей;

- общеобразовательными организациями, в которых обучается инклюзивно 2854 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- 1185 организаций дошкольного образования, 237 групп дошкольного образования на базе 131 общеобразовательной организации,

14 - негосударственных дошкольных организаций,

1 – ведомственная организация,

в которых воспитывается 7198 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и 2056 детей-инвалидов дошкольного возраста;

 - 164 организациями дополнительного образования, в которых занимается 2705 ребенок с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Дошкольное образование

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста обеспечена доступность услуг дошкольного образования. Для этого в муниципальных дошкольных образовательных организациях обеспечена необходимая коррекционно-педагогическая и медико-социальная помощь, родители (законные представители) воспитанников обеспечены профессиональной консультативной, психолого-педагогической поддержкой специалистов.

В дошкольных организациях созданы специальные условия для детей с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, для детей с задержкой психического развития, часто болеющих детей.

В 2018-2019 учебном году в регионе действует 141 консультативный пункт (центр) на базе дошкольных организаций. Для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста специалистами консультационных центров оказывается квалифицированная методическая помощь, проводится психолого-педагогическое просвещение по вопросам детской психологии и педагогики.

Услуги ранней помощи детям до 3-х лет оказывают в 136 образовательных организациях. Деятельность данных служб включает психолого-педагогическую, диагностическую, консультативную, методическую помощь, домашнее визитирование и другие формы для детей в возрасте от 0 месяцев до 3 лет (391чел).

Обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий

В целях получения детьми-инвалидами дистанционного образования в регионе утверждено постановление Правительства Нижегородской области от 11 февраля 2015 года № 66 и функционирует Ресурсный центр обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий - структурное подразделение Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей» (далее – Ресурсный центр).

 В Ресурсном центре обеспечено предоставление образовательных услуг по сетевой форме реализации образовательных программ 100 % обратившихся детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний к обучению с применением дистанционных образовательных технологий.

В 2018-2019 учебном году в Ресурсном центре обучалось 200 детей-инвалидов из муниципальных общеобразовательных организаций Нижегородской области. Ежегодно из областного бюджета выделяется более 40 миллионов рублей на функционирование Ресурсного центра.

Услугами доступа к образовательным ресурсам Ресурсного центра и сети Интернет, а также возможностью получить информационно-методическую помощь в работе с данными видами ресурсов в дистанционном режиме пользуются ежегодно не менее 1000 участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов.

Обучение на дому или в медицинских организациях

В целях соблюдения государственных гарантий прав детей-инвалидов, детей, нуждающихся в длительном лечении, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях министерством образования  утвержден Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.

В областных медицинских организациях созданы условия для образовательной деятельности детей, находящихся на длительном лечении. Ежегодно в медицинских организациях получают образовании более 300 детей.

Государственная итоговая аттестация

В 2018-2019 учебном году все выпускники с ОВЗ и инвалидностью экзамен сдали, из них:

 - ГИА-11 составило 175 человек, из них в форме ЕГЭ – 150 человек, в форме ГВЭ – 25 человек;

 - ГИА-9 составило 920 человек, из них в форме ГВЭ – 723 человек.

Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью и их участие в общественной деятельности региона

В современных условиях дополнительное образование адаптируется к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях в организациях дополнительного образования вместе со здоровыми детьми традиционно и успешно занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Это способствует развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья активно принимают участие в выставках творческих работ, конкурсах, спортивных соревнованиях, организуемых учреждениями дополнительного образования.

В Нижегородской области на базе учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в секциях по различным видам спорта занимается 246 детей с ОВЗ и 137 детей-инвалидов.

В рамках областной Спартакиады для обучающихся предусмотрены группы для детей с ОВЗ: специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и школы-интернаты VIII вида и общеобразовательные учреждения для слабослышащих, позднооглохших и глухих детей. В Спартакиаде ежегодно принимают участие более 4 800 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Лучшие детские команды детей данной категории принимают участие в соревнованиях всероссийского уровня по различным видам спорта.

В 2019 году 88 человек стали участниками российских мероприятий:

- Первенство и Кубок России (настольный теннис, бадминтон, плавание),

- III Всероссийская летняя Спартакиада инвалидов 2019 (плавание, голбол)

- Специальная Олимпиада России (баскетбол, боулинг).

За последние пять лет участниками Специальной Олимпиады России стали 63 учащихся (в 2019 – 13). Завоевали 63 медали, из которых 20 золотых.

В 2019 году 16 нижегородцев стали участниками Всемирных игр Специальной Олимпиады. В соревнованиях, которые проходили в марте в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) воспитанница Дзержинской коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Анастасия Рощина завоевала три медали разных проб в соревнованиях по шорт-треку.

Нижегородцы представляли сборную России в соревнованиях по баскетболу. В ее состав вошли учащиеся коррекционной школы № 8 г. Арзамаса и Дивеевской школы-интерната. Ребята заняли 3 место.

Активное участие в мероприятиях туристской направленности традиционно принимают воспитанники ГКОУ Дзержинская специальная (коррекционная) школа-интернат – спортивные походы; МКСКОУ «Специальная школа-интернат 8 вида» г. Городец - соревнования по спортивному туризму «Спортивный лабиринт».

Учащиеся ГКОУ «Мореновская областная санаторно-лесная школа» в 2018-2019 учебном году стали финалистами областного краеведческого конкурса «Отечество». В областном конкурсе «Поле Русской славы» победителями стали учащиеся и педагоги МКОУ «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат».

Работы детей с ограниченными возможностями здоровья были представлены в на областной выставке изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Мир чудес» — 613 обучающихся. Во всероссийском фестивале детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья приняли участие 45 обучающихся  Нижегородской области.

В 2018-2019 учебном году более 70 детей с ОВЗ стали участниками Областного фестиваля детского и юношеского творчества "Грани таланта".

Дети с ОВЗ и инвалидностью являются активными участниками детских и молодежных общественных объединений. В регионе созданы и действуют:

 - 1117 детских и молодежных общественных объединения, участниками которых являются 4 006 детей с ограниченными возможностями здоровья.

 - 520 волонтерских объединений, участниками которых являются 56 молодых инвалидов.

В объединениях создано инклюзивное пространство, где наряду с людьми с ограниченными возможностями здоровья проводят досуг подростки и молодежь без инвалидности.

Яркими примерами участия молодежи с инвалидностью в политической и общественной жизни региона являются следующие факты в 2019 году 111 молодых людей с инвалидностью стали участниками областных мероприятий: юнармейсий слет «Форпост», конкурс поддержки молодежных инициатив «Драйверы роста», добровольческий фестиваль «Здесь и сейчас», молодежный фестиваль «Высота».

Обучение детей-инвалидов с выраженными нарушениями, умственной отсталостью, которые проживают в детских домах-интернатах системы социальной защиты

Для организации образования детей даже с самыми сложными и сочетанными дефектами  приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который
являться основным нормативным документом, устанавливающим государственные требования к образованию обучающихся названной категории: к условиям (кадровым, материально-техническим, финансовым) и результатам обучения.

В Нижегородской области в трех организациях социальной защиты открыты специализированные структурные образовательные подразделения.

 Для этого данными учреждениями получена лицензия на образовательную деятельность.

В отчетном периоде организовано обучение для 308 воспитанников данных учреждений.

Участие в государственной программе Российской Федерации

«Доступная среда на 2011-2020 гг»

С целью создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов с 2011 года регион принимает участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 гг.» (далее – Программа), в части проведения мероприятий по формированию в Нижегородской области сети общеобразовательных организаций, в которых.

За 2018 - 2019 уч. годы в 22,6 % общеобразовательных организаций региона и в 18 % дошкольных образовательных организаций созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» 16 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2019 году участвуют в мероприятии «Поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам».

Психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей. Реализация мероприятий индивидуальной программы реабилитации

В Нижегородской области создана и функционирует единая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, которая обеспечивает доступность услуги сопровождения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи независимо от места проживания и наличия специалистов в муниципальном образовании и представляет собой трехуровневую организационную структуру:

- Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия;

- 45 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий;

- более 300 психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.

В регионе функционируют шесть Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (1 региональный, 5 территориальных). Специалисты Центров оказывают психолого-педагогическую помощь родителям в формировании умений, необходимых для воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляют индивидуальную консультативную помощь семьям по вопросам коррекции нарушений развития детей, разрабатывают и оказывают содействие в реализации программ социально-педагогической направленности. Специалисты Центров активно взаимодействуют с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, посредством разработки и реализации авторских программ социально-педагогической направленности.

В 2018 - 2019 году ответственными лицами министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области продолжено получение выписок ИПРА на бумажном носителе. В отчетном периоде получены порядка 5000 выписок. В соответствии с рекомендациями ИПРА в образовательных организациях региона создаются оптимальные психолого-педагогические (образовательные) условия для развития детей-инвалидов.

Дети-инвалиды в образовательных организациях получают услуги по социально-педагогической реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, работа педагогов по адаптации, развитию коммуникативных навыков с учетом рекомендаций ИПР и заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей-инвалидов.

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ОВЗ являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к ним. В образовательных организациях организуется информирование населения, родителей (законных представителей) по вопросам обучения детей с ОВЗ: информация и документы размещаются на интернет-сайтах, рассматриваются на родительских собраниях, заседаниях Советов образовательных организаций. Осуществляется обмен опытом родителей по адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проводятся индивидуальные консультации для родителей, информационные лектории.

Профессиональное образование и обучение

На территории Нижегородской области функционирует 77 профессиональных образовательных организаций, в которых обучается более 5800 человек и 11 организаций высшего образования, общий контингент которых составляет более 95000 человек.

В настоящее время в профессиональных образовательных организациях Нижегородской области проходят обучение более 600 обучающихся, имеющих инвалидность, что составляет 0,9 % от общего контингента студентов, обучающихся на очной форме обучения. Из них 340 человека обучается по программам профессиональной подготовки (в коррекционных группах).

Прием на программы среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной и бесплатной основе и не ограничивается перечнем специальностей и профессий. Наибольшее количество студентов - инвалидов имеют соматические заболевания. Абитуриенты с инвалидностью чаще всего выбирают специальности, связанные с информационными технологиями.

Прием на обучение по программам профессионального обучения лицами с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования осуществляется по 8 программам профессиональной подготовки: штукатур, маляр, облицовщик-плиточник, швея, столяр строительный, плотник, резчик по дереву и бересте, овощевод.

В 2018 году в Нижегородской области создана вторая базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая инклюзивное образование и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ «Арзамасский коммерческо- технически колледж»

Для повышения уровня профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций из числа лиц с ограниченными возможностями осуществляется межведомственное взаимодействие управления государственной службы занятости населения Нижегородской области, Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области", Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, органов исполнительной власти Нижегородской области.

Министерство образования Нижегородской области направляет в службу занятости населения сводную информацию о выпускниках профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Нижегородской области из числа инвалидов в разрезе специальностей и профессий.

Информация о выпускниках 2019 года

Численность выпускников - инвалидов

Продолжили обучение

Трудоустроены

Не трудоустроены

Основание причины, по которым указанные выпускники-инвалиды не трудоустроены

Среднее профессиональное образование

98

8

61

29

Ухудшение состояния здоровья, самозанятость, отпуск по уходу за ребенком

Высшее образование

19

4

12

3

Ухудшение состояния здоровья, самозанятость, отпуск по уходу за ребенком

В 2019 году, на базе центра инклюзивного образования «Равные возможности» для студентов с различными нарушениями здоровья, на 12 площадках Нижнего Новгорода, более двух тысяч человек приняли участие в региональном чемпионате профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью "Абилимпикс" по 26 соревновательным компетенциям в трех возрастных категориях (школьники, студенты, специалисты).


Дата публикации

22 сентября 2017, 00:00

Поделиться в соцсетях