Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

23 октября 2018, вторник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация предоставления общедоступного и качественного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской  области

В Нижегородской области созданы условия для предоставления качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В 2017-2018 учебном году в Нижегородской области сеть образовательных организаций для всех категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов представлена:

- 48 образовательными организациями (коррекционными), осуществляющими деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучается 6953 ребенка с ОВЗ и инвалидностью;

- 110 общеобразовательными организациями, в которых обучаются инклюзивно 4681 ребенок с ОВЗ и инвалидностью;

- 1317 организациями, реализующими программы дошкольного образования, в которых воспитывается 6901 воспитанник с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (1926 инвалидов);

- 172 организациями дополнительного образования, в которых занимается 1977 детей с ограниченными возможностями здоровья (786 инвалидов).

 

Дошкольное образование

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста обеспечена доступность услуг дошкольного образования. Для этого в муниципальных дошкольных образовательных организациях обеспечена необходимая коррекционно-педагогическая и медико-социальная помощь, родители (законные представители) воспитанников обеспечены профессиональной консультативной, психолого-педагогической поддержкой специалистов.

В дошкольных организациях созданы специальные условия для детей с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, для детей с задержкой психического развития, и часто болеющих детей.

В 2017-2018 учебном году в регионе действуют  консультативные пункты (центры) на базе 252 дошкольных организаций. Для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста специалистами консультационных центров оказывается квалифицированная методическая помощь, проводится психолого-педагогическое просвещение по вопросам детской психологии и педагогики.

В целях создания системы ранней помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам и повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в регионе реализуется комплексный план по развитию системы ранней помощи детям в Нижегородской области на 2017-2020 годы.

В рамках плана организована профессиональное обучение, повышение квалификации, переподготовки педагогов по вопросам развития системы ранней помощи. В 2017-2018 учебном году на курсах проучено 111 специалистов системы образования.

В целях создания информационной среды, поддерживающей деятельность служб ранней помощи, на сайте министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в разделе «Дошкольное образование» выделен и наполняется подраздел «Ранняя помощь детям».

 

Обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий

В целях получения детьми-инвалидами дистанционного образования в регионе утверждено постановление Правительства Нижегородской области от 11 февраля 2015 года № 66 и функционирует Ресурсный центр обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий-структурное подразделение Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат   для слепых и слабовидящих детей» (далее – Ресурсный центр).

 В 2017-2018 учебном году в Ресурсном центре обучалось 220 детей-инвалидов из 135 муниципальных общеобразовательных организаций Нижегородской области. Ежегодно из областного бюджета выделяется более 40 миллионов рублей на функционирование Ресурсного центра. Услугами доступа к образовательным ресурсам Ресурсного центра и сети Интернет, а также возможностью получить информационно-методическую помощь в работе с данными видами ресурсов в дистанционном режиме пользуются ежегодно не менее 1000 участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов.

 В 2017 году было закуплено и обновлено порядка 94 позиций компьютерного оборудования,  обучено 39 родителей. 

 

Обучение  на дому или в медицинских организациях

В целях соблюдения государственных гарантий прав детей-инвалидов, детей, нуждающихся в длительном лечении, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях министерством  утвержден Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.

Согласно статистической отчетности в областных медицинских организациях созданы условия для образовательной деятельности детей, находящихся на длительном лечении. Ежегодно в медицинских организациях получают образование более 300 детей.

 

Государственная итоговая аттестация

Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью созданы условия для сдачи ГИА, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических комиссий (специализированные аудитории, увеличение продолжительности экзаменов, привлечение ассистентов, предоставление перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур и организации питания).

В 2017-2018 учебном году все выпускники с ОВЗ и инвалидностью успешно прошли ГИА и получили аттестат, из них:

 - участников ГИА-11 составило 173 человека (в форме ЕГЭ – 135 человек, в форме ГВЭ – 38 человек);

 - участников ГИА-9  составило 910 человек (в форме ГВЭ – 701 человек, в форме ГВЭ – 209 человек).

 - 212 выпускникам с умственной осталостью выданы свидетельства об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они могут выполнять самостоятельно по итогам трудового обучения в образовательной организации.

 

Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью и их участие в общественной деятельности региона

В современных условиях дополнительное  образование адаптируется  к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях в организациях дополнительного образования вместе со здоровыми детьми традиционно и успешно занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Это способствует развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья активно принимают участие в выставках творческих работ, конкурсах, спортивных соревнованиях, организуемых учреждениями дополнительного образования.

В Нижегородской области на базе учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в секциях по различным видам спорта занимается 109 спортсменов-инвалидов.

Дети с ОВЗ и инвалидностью являются активными участниками детских и молодежных общественных объединений. В регионе созданы и действуют:

- 1008 детских и молодежных общественных объединения, участниками которых являются 3 976 детей с ограниченными возможностями здоровья.

- 457 волонтерских объединений, участниками которых являются  60 молодых инвалидов.

 В объединениях создано инклюзивное пространство, где наряду с людьми с ограниченными возможностями здоровья проводят досуг подростки и молодежь без инвалидности.

Яркими примерами участия молодежи с инвалидностью в политической и общественной жизни региона является участие людей с инвалидностью в XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Сочи.

 

Обучение детей-инвалидов с выраженными нарушениями, умственной отсталостью, которые проживают в  детских домах-интернатах системы  социальной защиты

Для организации образования детей с сложными и сочетанными дефектами  приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который является основным нормативным документом, устанавливающим государственные требования к образованию обучающихся названной категории: к условиям (кадровым, материально-техническим, финансовым) и результатам обучения. В Нижегородской области в трех организациях социльной защиты открыты специализированные структурные образовательные подразделения.

 Для этого данными учреждениями получена  лицензия на образовательную деятельность. В отчетном периоде организовано обучение для 339 воспитанников данных учреждений.

Участие в государственной программе Российской Федерации

«Доступная среда  на 2011-2020 гг»

С целью создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов с 2011 года регион принимает участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда  на 2011-2020 гг» (далее – Программа), в части проведения мероприятий по формированию в Нижегородской области сети общеобразовательных организаций.

За этот период в 22,3 % общеобразовательных организациях региона и в 3,3 % дошкольных образовательных орагнизаций, 19% организациях дополнительного образования  созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей.

Реализация мероприятий индивидуальной программы реабилитации

В Нижегородской области создана и функционирует единая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, которая обеспечивает доступность услуги сопровождения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи независимо от места проживания и наличия специалистов в муниципальном образовании и представляет собой трехуровневую организационную структуру:

- Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия;

- 40 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.

В регионе функционируют пять муниципальных Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Специалисты Центров оказывают психолого-педагогическую помощь родителям в формировании умений, необходимых для воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляют индивидуальную консультативную помощь семьям по вопросам коррекции нарушений развития детей, разрабатывают и оказывают содействие в реализации программ социально-педагогической направленности. Специалисты Центров активно взаимодействуют с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, посредством разработки и реализации авторских программ социально-педагогической направленности.

 

С января 2016 года в соответствии с Порядком Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм в министерство образования Нижегородской области направляются выписки ИПРА для выполнения в образовательных организациях (дошкольных, общеобразовательных, профессионального образования, для детей-сирот) мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.

Получение выписок ИПРА организовано министерством образования Нижегородской области на бумажном носителе. Для этого:

- заключено Соглашение между министерством образования Нижегородской области и МСЭ НО об обмене ИПРА на бумажном носителе (от 01.03.2016 г.№1);

- разработан и утвержден Порядок взаимодействия между министерством образования Нижегородской области и ФКУ «ГБ МСЭ ПО Нижегородской области» Минтруда России, органами местного самоуправления, государственными образовательными организациями,  подведомственными министерству образования Нижегородской области  (приказ министерства образования Нижегородской области  от 19.01.2016 №188);

- разработано и утверждено постановление Правительства Нижегородской области от 30 января 2017 года № 31 утвержден «Регламент межведомственного взаимодействия управления государственной службы занятости населения Нижегородской области, Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, органов исполнительной власти Нижегородской области в целях обеспечения эффективности мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов»;

- назначены ответственные лица в министерстве, а также в каждой государственной образовательной организации и органе, осуществляющем управление в сфере образования муниципалитетов региона.

В соответствии с рекомендациями ИПРА в образовательных организациях региона создаются оптимальные психолого-педагогические (образовательные) условия для развития ребенка-инвалида. В отчетном периоде мероприятия организованы для порядка 6000 детей-инвалидов.  

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется:

- в детских садах порядка 1000 специалистами (психологи, логопеды, дефектологи);

- в школах – 677 специалистами (учителя-дефектологи, тьюторы, психологи, логопеды).

Профессиональное образование и обучение

На территории Нижегородской области функционируют 77 профессиональных образовательных организаций с общим    контингентом  58 543 человека и 12 организаций высшего образования, общий контингент которых составляет более 95 000 человек.

В настоящее время в профессиональных образовательных организациях Нижегородской области проходят обучение 580 обучающихся, имеющих инвалидность, что составляет 0,9% от общего контингента студентов, обучающихся на очной форме обучения. Из них 307 человек   обучается по программам профессиональной подготовки (в коррекционных группах).

Прием на программы среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной и бесплатной основе и не ограничевается перечнем специальностей и профессий. Наибольшее количество студентов - инвалидов  имеют соматические заболевания. Абитуриенты с инвалидностью чаще всего выбирают специальности, связанные с информационными технологиями.

Прием на обучение по программам профессионального обучения лицами с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования, осуществляется по 8 программам профессиональной подготовки: штукатур, маляр, облицовщик-плиточник, швея, столяр строительный, плотник, резчик по дереву и бересте, овощевод.

В соответствии с приказом министерства образования Нижегородской области от 01 сентября  2017 года №2013 в Нижегородской области создана базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский Губернский колледж (далее – БПОО). Цель создания БПОО: обеспечение прав обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на доступное, качественное образование и условий для их успешной социализации.

Основными направлениями деятельности БПОО являются:

- профориентационная деятельность, осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам получения среднего профессионального образования, в том числе с проведением профессиональной диагностики;

- разработка адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения;

- реализация адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;

- оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;

- сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью;

- повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

- сетевое взаимодействие по вопросам инклюзии;

- мониторинги инклюзивного образования в Нижегородской области;

- ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения, трудоустройства;

- обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, учитывающим особенности ограничений по состоянию здоровья.

Для повышения уровня профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 января 2017 года № 31 утвержден "Регламент межведомственного взаимодействия управления государственной службы занятости населения Нижегородской области, Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, органов исполнительной власти Нижегородской области в целях обеспечения эффективности мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов", в котором определен механизм межведомственного взаимодействия. В соответствии  с регламентом в службу занятости населения Нижегородской области министерство образования Нижегородской области направляет сводную информацию о выпускниках профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Нижегородской области из  числа инвалидов в разрезе специальностей и профессий.

 

Информация о трудоустройстве выпускников 2018 года из числа инвалидов

Общая численность выпускников 2018 года из числа инвалидов

из них

Продолжили обучение

Трудоустроены

Не могут быть трудоустроены

Не трудоустроены

Иные каналы занятости (самозанятость, отпуск по уходу за ребенком)

Среднее профессиональное образование

95

9

73

9

(по болезни)

 

4

Высшее образование

18

3

14

 

 

1

Региональные мероприятия для данной категории детей

В 2017-2018 учебном году проведены:

- региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» среди образовательных организаций Ниджегородской области области в 2017 году»;

- областная выставка изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов "Мир чудес" (ноябрь–декабрь 2017);

- мероприятия "Большого фестиваля творчества детей и юношества, в том числе с ограниченными возможностями", где приняли участие 2 участника дети-инвалиды (Козлов Илья, обучающийся МБОУ "Средняя школа№17 им. И.П. Склярова", г. Арзамас и Кузьмин Александр, обучающийся МОУ "Большекрутовская школа- интернат", Ковернинский район);

- областная Спартакиада для обучающихся, где предусмотрены группы для детей с ОВЗ: специальные (коррекционные)  общеобразовательные школы и школы-интернаты, реализующие адаптированные образовательные программы. В Спартакиаде ежегодно принимают участие более 4 800 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

- областной фестиваль по спортивному туризму и ориентированию, посвященный Всемирному дню туризма, участниками которой традиционно стали ребята ГКОУ Дзержинская специальная (коррекционная) школа-интернат;

- областная акция «Обелиск» по благоустройству памятников погибшим воинам, где активное участие приняли учащиеся МКОУ «Коррекционная школа № 8» г.о.г Арзамас. Учащаяся «Школы-интернат для слепых и слабовидящих детей им. Островского» Доронина Анна заняла 2 место на городской олимпиаде НОУ в номинации «География». Учащиеся МКОУ «Специальной коррекционной) общеобразовательной школы-интернат» стали участниками областного конкурса «Моя альтернатива».

 - региональный чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс», в котором приняли участие 48 обучающихся, в национальном чемпионате 6 обучающихся. В 2017 году областной чемпионат проходил по восьми компетенциям: для студентов и молодых специалистов: «Веб-дизайн», «Администрирование баз данных», «Экономика и бухгалтерский учет», «Учитель младших классов», «Массажист», для школьников: «Бисероплетение», «Лего-конструирование», «Резьба по дереву». Всего чемпионат охватил 44 участника, из них 15 – школьников, 29 студентов, из них 10 участников с нарушением слуха, 13 с нарушением зрения, 9 с нарушением опорно-двигательного аппарата, 4 участника имели ментальные нарушения, 8 участников с соматическими заболеваниями. На национальном этапе чемпионата в г. Москва победитель регионального этапа компетенции «Резьба по дереву», обучающийся МКОУ «Специальная школа – интернат для глухих и слабослышащих детей» р.п. Большое Мурашкино занял второе место.


Дата публикации

22 сентября 2017, 00:00