Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц
Деятельность

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация предоставления общедоступного и качественного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской  области

В Нижегородской области созданы условия для предоставления качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В 2016-2017 учебном году в Нижегородской области сеть образовательных организаций для всех категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов представлена:

- 48 образовательными организациями (коррекционными), осуществляющими деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (в том числе, интернатного типа), в которых обучается  5930 ребенок с ОВЗ и инвалидностью;

- 606 классами коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения при общеобразовательных учреждениях с охватом 3572 детей;

- общеобразовательными организациями, в которых обучается инклюзивно 2024 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- 1190 организациями дошкольного образования, 126 группами дошкольного образования на базе общеобразовательных организаций, 11 негосударственными дошкольными организациями, 2 – ведомственные организации, в которых воспитывается 6363 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

 - 175 организациями дополнительного образования, в которых занимается 1425 ребенок с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

 

Дошкольное образование

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста обеспечена доступность услуг дошкольного образования. Для этого в муниципальных дошкольных образовательных организациях обеспечена необходимая коррекционно-педагогическая и медико-социальная помощь, родители (законные представители) воспитанников обеспечены профессиональной консультативной, психолого-педагогической поддержкой специалистов.

В дошкольных организациях созданы специальные условия для детей с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, для детей с задержкой психического развития, и часто болеющих детей.

В 2016-2017 учебном году в регионе действуют  консультативные пункты (центры) на базе 183 дошкольных организаций. Для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста специалистами консультационных центров оказывается квалифицированная методическая помощь, проводится психолого-педагогическое просвещение по вопросам детской психологии и педагогики.

В целях создания системы ранней помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам и повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в настоящее время разрабатывается комплексный план мероприятий по апробации внедрения моделей служб ранней помощи. Деятельность данных служб будет основана на межведомственном сотрудничестве организаций здравоохранения, образования и социальной защиты по организации работы с детьми в возрасте от 0 месяцев до 3 лет, не посещающими образовательные организации, и их родителями (законными представителями) по оказанию медико-социальной, психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, а также их семьям.

Обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий

В целях получения детьми-инвалидами дистанционного образования в регионе утверждено постановление Правительства Нижегородской области от 11 февраля 2015 года № 66 и функционирует Ресурсный центр обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий-структурное подразделение Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат   для слепых и слабовидящих детей» (далее – Ресурсный центр).

В Ресурсном центре обеспечено предоставление образовательных услуг 100 % обратившихся детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний к обучению с применением дистанционных образовательных технологий.

В 2016-2017 учебном году в Ресурсном центре обучалось 220 детей-инвалидов из муниципальных общеобразовательных организаций Нижегородской области. Ежегодно из областного бюджета выделяется более 40 миллионов рублей на функционирование Ресурсного центра.

Услугами доступа к образовательным ресурсам Ресурсного центра и сети Интернет, а также возможностью получить информационно-методическую помощь в работе с данными видами ресурсов в дистанционном режиме пользуются ежегодно не менее 1000 участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов.

 

Обучение на дому или в медицинских организациях

В целях соблюдения государственных гарантий прав детей-инвалидов, детей, нуждающихся в длительном лечении, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях министерством образования  утвержден Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.

В областных медицинских организациях созданы условия для образовательной деятельности детей, находящихся на длительном лечении. Ежегодно в медицинских организациях получают образовании более 300 детей.

 

Государственная итоговая аттестация

В 2016-2017 учебном году все выпускники с ОВЗ и инвалидностью экзамен сдали, из них:

- ГИА-11 составило 167 человек, из них в форме ЕГЭ – 112 человек, в форме ГВЭ – 55 человек;

- ГИА-9  составило 910 человек, из них в форме ГВЭ – 701 человек.

 

Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью и их участие в общественной деятельности региона

В современных условиях дополнительное  образование адаптируется  к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях в организациях дополнительного образования вместе со здоровыми детьми традиционно и успешно занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Это способствует развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья активно принимают участие в выставках творческих работ, конкурсах, спортивных соревнованиях, организуемых учреждениями дополнительного образования.

В Нижегородской области на базе учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в секциях по различным видам спорта занимается 112 спортсменов-инвалидов.

В рамках областной Спартакиады для обучающихся предусмотрены группы для детей с ОВЗ: специальные (коррекционные)  общеобразовательные школы и школы-интернаты VIII вида и  общеобразовательные учреждения для слабослышащих, позднооглохших и глухих детей. В Спартакиаде ежегодно принимают участие более 4 800 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Лучшие детские команды детей данной категории принимают участие в соревнованиях всероссиийского уровня по различным видам спорта. Команда МКОУ Школа-интернат № 95 в 2016 году стала победителем в Чемпионате России по мини-футболу среди лиц с нарушением интеллекта, в 2017 году – заняла 2-ое место. В соревнованиях по футболу в Чемпионате России команда данной школы стала бронзовым призером. По итогам проведения Чемпионата России по мини-футболу 4 воспитанника школы вошли в состав сборной России, которая на Чемпионате мира заняла 4 место.

В 2016 году воспитанники ГКОУ "Специально-коррекционной школа-интернат №1" г. Нижний Новгород принимали участие в спортивно-окружной Олимпиаде Приволжья. В соревнованиях по футболу, стритболу ребята завоевали золотые медали, в соревнованиях по легкой атлетике, дартсу заняли 2 место, волейболу и плаванию - 3 место.

Активное участие в мероприятиях туристской направленности в 2016-2017 учебном году принимали воспитанники ГКОУ Дзержинская специальная (коррекционная) школа-интернат - в областных соревнованиях по спортивным походам команда заняла первое место.

В Областной акции «Обелиск» по благоустройству памятников погибшим воинам активное участие приняли учащиеся МКОУ «Вачская коррекционная школа-интернат», МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат», МКОУ «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида.

Работы детей с ограниченными возможностями здоровья были представлены в областных конкурсах отрядов юных инспекторов движения, исследовательских работ «Юный исследователь», проектных работ  «Экологическая мозаика», на фестивале творческих работ «Моя альтернатива», стали участниками творческих Интернет-конкурсов, Всероссийской выставки рисунка, живописи, графики и прикладного творчества школьников с ограниченными возможностями здоровья «Краски всей России», международных фестивалей детского творчества «Южный полюс» и «Апельсин», межрегионального молодежного проекта «Александр Невский – слава, дух и имя России», лауреатами Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Животные Красной книги России».

Дети с ОВЗ и инвалидностью являются активными участниками детских и молодежных общественных объединений. В регине созданы и действуют:

- 1008 детских и молодежных общественных объединения, участниками которых являются 3 976 детей с ограниченными возможностями здоровья.

- 457 волонтерских объединений, участниками которых являются 60 молодых инвалидов.

 В объединениях создано инклюзивное пространство, где наряду с людьми с ограниченными возможностями здоровья проводят досуг подростки и молодежь без инвалидности.

Яркими примерами участия молодежи с инвалидностью в политической и общественной жизни региона являются следующие факты в 2016 году 6 молодых людей с инвалидностью стали участниками Всероссийских молодежных образовательных форумов: «Территория смыслов на Клязьме», «Таврида», а также форума Приволжского федерального округа «iВолга».

 

Обучение детей-инвалидов с выраженными нарушениями, умственной отсталостью, которые проживают в детских домах-интернатах системы социальной защиты

Для организации образования детей даже с самыми сложными и сочетанными дефектами  приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который
являться основным нормативным документом, устанавливающим государственные требования к образованию обучающихся названной категории: к условиям (кадровым, материально-техническим, финансовым) и результатам обучения.

В Нижегородской области в трех организациях соцаильной защиты открыты специализированные структурные образовательные подразделения.

Для этого данными учреждениями получена  лицензия на образовательную деятельность.

В отчетном периоде организовано обучение для 355 воспитанников данных учреждений.

 

Участие в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда  на 2011-2020 гг»

С целью создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов с 2011 года регион принимает участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда  на 2011-2020 гг» (далее – Программа), в части проведения мероприятий по формированию в Нижегородской области сети общеобразовательных организаций, в которых.

За этот преиод в 21,4 % общеобразовательных организаций региона и в 3,3 % дошкольных образовательных орагнизаций созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей. Реализация мероприятий индивидуальной программы реабилитации

В Нижегородской области создана и функционирует единая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, которая обеспечивает доступность услуги сопровождения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи независимо от места проживания и наличия специалистов в муниципальном образовании и представляет собой трехуровневую организационную структуру:

- Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия;

- 38 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий;

- 278 психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.

В регионе функционируют четыре Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (1 региональный, 3 территориальных). Специалисты Центров оказывают психолого-педагогическую помощь родителям в формировании умений, необходимых для воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляют индивидуальную консультативную помощь семьям по вопросам коррекции нарушений развития детей, разрабатывают и оказывают содействие в реализации программ социально-педагогической направленности. Специалисты Центров активно взаимодействуют с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, посредством разработки и реализации авторских программ социально-педагогической направленности.

 

С января 2016 года в соответствии с Порядком Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм в министерство образования Нижегородской области направляются выписки ИПРА для выполнения в образовательных организациях (дошкольных, общеобразовательных, профессионального образования, для детей-сирот) мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.

Получение выписок ИПРА организовано министерством образования Нижегородской области на бумажном носителе. Для этого:

- заключено Соглашение между министерством образования Нижегородской области и МСЭ НО об обмене ИПРА на бумажном носителе (от 01.03.2016 г.№1);

- разработан и утвержден Порядок взаимодействия между министерством образования Нижегородской области и ФКУ «ГБ МСЭ ПО Нижегородской области» Минтруда России, органами местного самоуправления, государственными образовательными организациями,  подведомственными министерству образования Нижегородской области  (приказ министерства образования Нижегородской области от 19.01.2016 №188);

- разработано и утверждено постановление Правительства Нижегородской области от 30 января 2017 года № 31 утвержден «Регламент межведомственного взаимодействия управления государственной службы занятости населения Нижегородской области, Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, органов исполнительной власти Нижегородской области в целях обеспечения эффективности мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов»;

- назначены ответственные лица в министерстве образования Нижегородской области, а также в каждой государственной образовательной организации и органе, осуществляющем управление в сфере образования муниципалитетов региона.

В отчетном периоде министерством образования  Нижегородской области получены порядка 6000 выписок. В соответствии с рекомендациями ИПРА в образовательных организациях региона создаются оптимальные психолого-педагогические (образовательные) условия для развития ребенка-инвалида.

Дети-инвалиды в образовательных организациях получают услуги по социально-педагогической реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, работа педагогов по адаптации, развитию коммуникативных навыков с учетом рекомендаций ИПР и заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Осуществляется комплексное  психолого-медико-педагогическое  сопровождение детей-инвалидов.

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ОВЗ являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к ним. В образовательных организациях организуется информирование населения, родителей (законных представителей) по вопросам обучения детей с ОВЗ: информация и документы размещаются на интернет-сайтах, рассматриваются на родительских собраниях, заседаниях Советов образовательных организаций. Осуществляется обмен опытом родителей по адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проводятся индивидуальные консультации для родителей, информационные лектории.

 

Профессиональное образование и обучение

В настоящее время в профессиональных образовательных организациях Нижегородской области проходят обучение 624 обучающихся, имеющих инвалидность, что составляет 1,3 % от общего контингента студентов, обучающихся на очной форме обучения. Из них 383 человека   обучается по программам профессиональной подготовки (в коррекционных группах).

Прием на программы среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной и бесплатной основе и не ограничевается перечнем специальностей и профессий. Наибольшее количество студентов - инвалидов  имеют соматические заболевания. Абитуриенты с инвалидностью чаще всего выбирают специальности, связанные с информационными технологиями.

Министерство образования Нижегородской области также обеспечивает получение профессионального обучения лицами с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. Прием на обучение осуществляется по 8 программам профессиональной подготовки: 19727 Штукатур, 13450 Маляр, 15220 Облицовщик-плиточник, 19601 Швея, 18880 Столяр строительный, 16671 Плотник, 17938 Резчик по дереву и бересте, 15415 Овощевод.

Для повышения уровня профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 января 2017 года № 31 утвержден "Регламент межведомственного взаимодействия управления государственной службы занятости населения Нижегородской области, Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, органов исполнительной власти Нижегородской области в целях обеспечения эффективности мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов", в котором определен механизм межведомственного взаимодействия. В соответствии  с регламентом в службу занятости населения Нижегородской области министерство образования Нижегородской области направляет сводную информацию о выпускниках профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Нижегородской области из  числа инвалидов в разрезе специальностей и профессий.

Информация о выпускниках 2017 года

Численность выпускников-инвалидов 2017 года

Трудоустройство

Основание причины, по которым указанные выпускники-инвалиды не трудоустроены: продолжение обучение, ухудшение состояния здоровья, отпуск по уходу за ребенком

Трудоустроены

Не трудоустроены

Выпускники профессиональных образовательных организаций по программам среднего профессионального образования

103

58

45

44

Выпускники профессиональных образовательных организаций по программам профессиональной подготовки

269

185

84

83

Выпускники образовательных организаций высшего образования

15

9

6

6

В 2017 году  из федерального бюджета было выделено 9 618,4  тысяч рублей (с учетом регионального софинансирования 7 256 тысяч рублей) на создание в Нижегородской области базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.

В ходе реализации мероприятий создан центр инклюзивного образования «Равные возможности» для студентов с различными нарушениями здоровья. Дополнительным фактором повышения трудоустройства выпускников с инвалидностью является проведение конкурса Абилимпикс. В 2016 году в Нижегородской области конкурс  был проведен по двум компетенциям "Веб-дизайн" и "Массажист", в котором приняли участие 22 человека из числа обучающихся профессиональных образовательных организаций и молодых специалистов. В 2017 году планируется продолжить эту работу и расширить перечень компетенций и количество участников.

Дата создания страницы: 22.09.2017
Дата модификации страницы: 22.09.2017