Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

20 ноября 2018, вторник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Раздел 2. Допуск к ГИА-11 - итоговое сочинение (изложение)

Особенности проведения итогового сочинения (изложения) как допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018-2019 учебном году

С 2014-2015 учебного года итоговое сочинение (изложение) является обязательной процедурой допуска выпускников 11(12)-х классов к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11), в том числе в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ-11).

Итоговое сочинение по желанию могут писать выпускники прошлых лет для представления его результатов для поступления в образовательные организации высшего образования.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение (изложение) будет проводиться 5 декабря 2018 года. Повторно написать сочинение смогут учащиеся, получившие неудовлетворительный результат, а также обучающиеся и выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его сдачу по уважительным причинам. Для этого предусматриваются дополнительные сроки 6 февраля 2019 года и 8 мая 2019 года.

Для участия необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). Выпускники 11(12)-х классов текущего года подают заявление в своей школе. Выпускникам прошлых лет для регистрации на итоговое сочинение должны обратиться в управление образования администрации того района или округа Нижегородской области, на территории которого они проживают.

Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники 11(12)-х классов будут в своих школах. Выпускники прошлых лет - в местах, определенных управлением образования, в котором они были зарегистрированы на сочинение.

 

Особенности формулировок тем итогового сочинения

2018/19 учебного года

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

 

Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Темы, как и в прошлые учебные годы, будут сформированы по часовым поясам.

Результатом итогового сочинения (изложения) будет "зачет" или "незачет", однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших "зачет".

Участники будут писать работу 3 часа 55 минут, лица с ограниченными возможностями здоровья – на 1,5 часа дольше. Участнику необходимо взять с собой черную гелевую ручку, документ, удостоверяющий личность, при необходимости – лекарства и питание. Орфографический словарь будет выдан членами школьной комиссии. 

Во время проведения итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе телефоны и смартфоны, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки, а также выносить из кабинетов на бумажном или электронном носителях названия тем сочинений, фотографировать бланки и темы.

Участники будут писать сочинение (изложение) на выданных черно-белых бланках регистрации и бланке записи формата А4.

Свои результаты можно будет узнать в месте проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение проводится в строгом соответствии с Порядком организации и проведения итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Нижегородской области, утвержденного приказом министерства образования Нижегородской области от 30.11.2015 №4850.

 

Информация подготовлена по материалам официальных сайтов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений".


Дата публикации

21 октября 2015, 16:27