Правовое положение государственных учреждений (бюджетное, казенное, автономное)
23 апреля 2010 года
Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем
чтении и 28 апреля 2010 года Совет Федерации Российской Федерации одобрил
законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений».
В связи с появлением в ряде средств массовой информации спекуляций относительно
данного законопроекта Министерство образования и науки Российской Федерации
сообщает.
Суть законопроекта применительно к системе общего образования — предоставление
большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться
имеющимися ресурсами. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации
образовательных программ и контроля качества образования. Не вступая в полемику
с авторами не соответствующих действительности утверждений о переходе к платному школьному образованию, Министерство считает необходимым опираться на ряд очевидных фактов.
Министерство образования и науки Российской Федерации выступает и всегда выступало с позиции обеспечения каждого ребёнка качественным бесплатным образованием в школе. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование.
Положения законопроекта фактически были апробированы ранее в рамках комплексных проектов модернизации образования, реализованных в 2007—2009 годах в 31 субъекте Российской Федерации (в них обучается 5 из 13 млн. школьников, т. е. более 20 тыс. школ (40% от общего числа) уже начали работать по новым финансово-управленческим принципам).
Как
показал опыт нацпроекта «Образование», усовершенствование механизмов финансирования
и управления в школьном образовании привело к улучшению качества образования за счёт:
— увеличения количества школьников, обучающихся в современных условиях (доля
школьников, которым доступны все основные виды современных условий — по оснащённости,
оборудованию, благоустройству, квалифицированным кадрам — возросла в рамках
комплексных проектов с 30 до 70%);
— информационной открытости школ (в 99% школ созданы и функционируют школьные
советы; 98% школ представляют общественности ежегодный публичный отчет);
— существенного роста доходов учителей (за три года зарплата лучших учителей
выросла в 2,5 раза и превысила среднюю по экономике
региона).
В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счёт бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.
В 2010 году расходы бюджетов
всех уровней на образование в 3 раза превысят уровень 2004 года и составят 1,76
трлн. рублей. Это составляет 4,4% ВВП и превышает расходы по всем другим
направлениям.
Таким образом, образование было и остаётся важнейшим приоритетом
государственной политики, а право граждан на бесплатное образование
гарантировано Конституцией России и обеспечено финансированием из бюджетов всех
уровней.