Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

23 июля 2019, вторник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Высказывания Председателя Правительства РФ о Федеральном законе № 83-ФЗ

Высказывания Председателя Правительства РФ о Федеральном законе № 83-ФЗ

 

Вступительное слово Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина В.В.Путина на совещании в Правительстве Российской Федерации о реструктуризации состава федеральных бюджетных учреждений и оптимизации расходов на их содержание (20 июля 2009 г.).

 «Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мы рассмотрим вопросы дальнейшего развития бюджетной сети, то есть федеральных государственных учреждений, предоставляющих гражданам важнейшие социальные услуги. Я имею в виду вузы, медицинские центры, театры, музеи, а также органы власти и другие организации, выполняющие управленческие функции, обеспечивающие оборону и безопасность, работающие в сфере науки и сельского хозяйства.

Проблема для государства не новая. Мы плотно занимаемся ею с 2003 года. Именно тогда был проведён подробный анализ функций и задач федеральных учреждений, выработаны критерии, позволяющие принимать обоснованные решения об их дальнейшей судьбе.

Считаю, что за прошедшие пять лет удалось структурировать бюджетную сеть. Навести здесь элементарный порядок. Была серьезно модернизирована законодательная база, в частности, приняты закон об автономных учреждениях и поправки в Бюджетный кодекс.

Их цель - внедрить современные механизмы финансирования и управления, когда бюджетные деньги выплачиваются только за реально оказываемые услуги, а расходование средств, определение приоритетов развития конкретных учреждений осуществляется по прозрачным процедурам с участием представителей всех заинтересованных сторон: органов управления, трудовых коллективов, потребителей услуг.

Тем не менее, на сегодняшний день процесс модернизации бюджетной сети всё ещё далек от завершения, а сложившиеся темпы преобразований не отвечают тем задачам, которые мы перед собой ставим.

Общее количество федеральных учреждений, хотя и было сокращено в предыдущие годы, по-прежнему насчитывает 25 тысяч единиц. Это очень много. Эффективно управлять ими, нормально контролировать результаты их деятельности либо очень сложно, либо невозможно. Современные, ориентированные на результат методы финансирования сформулированы в законах - сформулированы правильно, точно описаны, но пока применяются на практике слабо. И многие учреждения этим пользуются - только «осваивают» бюджетные средства, не заботясь ни о качестве предоставляемых гражданам услуг, ни об эффективности своей деятельности, ни об эффективности бюджетных расходов.

Поэтому необходимо серьезно ускорить реструктуризацию сети федеральных учреждений. По сути, придать «второе дыхание» этой работе.

Считаю, что для решения этой задачи мы могли бы пойти на дальнейшее серьезное расширение прав федеральных органов власти по управлению подведомственными им учреждениями. Необходимо дать их руководителям возможность самостоятельно решать, какие учреждения действительно необходимы для исполнения государственных функций и полномочий, а где - проще и дешевле закупать соответствующие услуги на рынке, разумеется, через механизмы госзакупок.

При этом оптимизация состава подведомственных учреждений не должна приводить к сокращению бюджетного финансирования тех или иных программ, а сэкономленные средства должны отправляться в распоряжение соответствующих органов власти и в дальнейшем использоваться ими по целевому назначению.

Я напомню, что мы в конце прошлого года приняли решение, и с 1 декабря увеличили фонд оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях на 30%. Это дало нам возможность перейти с начала текущего года к полномасштабным изменениям в этой сфере, а именно: на уровень руководителей бюджетных учреждений были переданы права по значительному урегулированию вопросов, связанных с заработной платой.

У нас было много сомнений на этот счет, много разных экспертных оценок. Тем не менее, решение было принято, оно реализуется, и анализ поступающей информации показывает, что вновь внедряемая система переходов от единой тарифной сетки к, повторяю, новой системе оплаты труда, сбоев не дает. Напротив, она работает эффективно, а в некоторых случаях дает возможность даже и повысить заработную плату.

Сегодня мы вполне можем сделать еще один шаг вперед - расширить полномочия руководителей учреждений, передав им права по расходованию так называемых «прочих расходов». Предлагаю это сегодня поподробнее обсудить.

На практике, конечно, функции и способы финансирования учреждений весьма отличаются друг от друга именно в силу того, что эти учреждения выполняют различные функции, они выполняют неодинаковые задачи, по-разному взаимодействуют с людьми. Например, около тысячи федеральных учреждений вообще не получают бюджетных ассигнований. Их деятельность на 100% финансируется за счет услуг, оказываемых предприятиям и гражданам. У 4 тыс. учреждений внебюджетные средства составляют 40 и более процентов их доходов, а есть и такие, которые полностью финансируются из бюджета и в силу своего характера, характера выполняемых работ, не могут и не должны заниматься деятельностью, приносящей доход.

Поэтому механизмы бюджетного финансирования должны стать более гибкими, а объем прав и степень самостоятельности конкретных учреждений должен зависеть напрямую от сферы их деятельности.

Тем не менее, еще раз хочу повторить: сегодня мы должны принять решение о дальнейшем расширении прав руководителей бюджетных учреждений по распоряжению средствами, которые находятся в их распоряжении, так скажем, находятся в их руках.».

 Выступление В.В.Путина на XI съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» (21 ноября 2009 г.).

 «Вместе с тем гораздо большую отдачу может принести создание долгосрочных стимулов для органов власти и местного самоуправления к рациональному распоряжению ресурсами и повышению качества предоставляемых ими услуг населению.

Речь идет о внедрении новых механизмов в бюджетной сфере, о переходе к финансированию в зависимости от объема и качества работы, о современных моделях оплаты труда, о совершенствовании системы госзаказа и технологий бюджетных инвестиций.

Темпы таких преобразований должны резко возрасти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

До конца года Правительство внесет в Госдуму законопроект, который расширит самостоятельность бюджетных учреждений, а главное - создаст реальную мотивацию для более эффективного расходования бюджетных средств.

Совершенствование государственных механизмов, наведение порядка в работе госаппарата - это тяжелая, кропотливая и часто абсолютная незаметная постороннему глазу работа.

Однако, в конечном итоге, именно от её результатов зависит, с какой отдачей для граждан будут работать огромные ресурсы, которые мы направляем в бюджетную сферу, каким будет качество образования, здравоохранения, предоставления публичных услуг.».

 Вступительное слово Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина В.В. Путина на заседании Президиума Правительства Российской Федерации (30 декабря 2009 г.).

 «Отмечу, что сегодня мы должны рассмотреть закон о реформировании бюджетной сферы. Главное здесь - создать реальную мотивацию для более эффективного расходования бюджетных средств и повышения качества услуг, оказываемых гражданам страны.»

 Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (26 февраля 2010 г.).

 «Эффективная работа школ невозможна без предоставления им широкой самостоятельности в финансовых вопросах и вопросах хозяйственной жизни.

Нужно добиться, чтобы новые модели нормативного подушевого финансирования  реально использовались в практике образовательных учреждений, служили стимулом для их развития, а связь между качеством работы школы и объёмами её финансирования была очевидной и для педагогического коллектива. 

Напомню: Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об уточнении правового статуса государственных и муниципальных учреждений. Он создает необходимые правовые рамки и стимулы для внедрения новых моделей управления в социальной сфере.

Их применение позволит более эффективно использовать бюджетные средства и главное - повысить качество образовательных услуг, услуг в сфере здравоохранения, других важнейших услуг, предоставляемых государством.

И поэтому я прошу руководителей регионов, не дожидаясь вступления закона в силу, начинать подготовительную работу по его реализации и отнестись к этой работе максимально ответственно.

Необходимые модельные планы и примерные перечни подзаконных нормативных актов нами подготовлены.».

 Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на заседании Государственной Думы 20 апреля, отвечая на вопрос о целях такого реформирования бюджетной системы и о возможности удорожания услуг для населения в результате принимаемых мер, отметил следующее:

«Эксперты считают, что платные услуги для населения не вырастут, а база для коррупции сократится, потому что предприятия, учреждения получат больше прав, потому что они будут распоряжаться своими ресурсами самостоятельно на глазах у всего трудового коллектива. А эта структура расходов не будет навязана чиновниками более высокого ранга, более высокого уровня. Это первое.

Второе. Речь идёт не о легализации того, что сейчас люди платят в «чёрную» и в «серую». А речь идёт о том, чтобы чётко и ясно, чтобы было всем понятно, и гражданам, и людям, которые оказывают услуги населению, что является или, может быть, платной услугой, а что обязательно должно быть бесплатно.

Но самое-то главное заключается в том, что все эти действия направлены на улучшение обслуживания населения, на то, чтобы люди могли получить качественную услугу в образовании и в здравоохранении.

Конечно, мы должны думать о тех, кто работает в этих учреждениях, об их уровнях заработной платы, об условиях труда. Но эти учреждения существуют не сами для себя, они существуют для граждан Российской Федерации, которые имеют право получить качественные услуги образования и здравоохранения. Но, кстати говоря, те учреждения, которые так или иначе переходят уже на эти формы, там и зарплата растёт у персонала, почти у всех».

Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина на совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России 14 мая 2010 г.

«Одним из ключевых звеньев предстоящей реформы является совершенствование правового статуса бюджетных учреждений. Остановлюсь на данном вопросе поподробнее, тем более что в ходе недавнего отчета Правительства в Думе на этот счёт звучали самые разные мнения. Да и сегодня публичные дискуссии на экспертном уровне говорят о том, что есть необходимость дополнительно разъяснить намерения авторов соответствующего закона.

Цели - повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств; снять устаревшие и избыточные ограничения в работе социальных учреждений страны; переориентировать их на запросы и интересы граждан России. Для бюджетных учреждений будут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описанием их объёма, требований качества, условий их предоставления.

Конечно, такие услуги будут в полном объёме профинансированы за счёт бюджета. Граждане - как налогоплательщики, так и потребители этих услуг - получат подробную информацию о деятельности социального сектора: о том, какие услуги им обязаны предоставить бесплатно, сколько на это государство выделило денег и как учреждение использует своё имущество, бюджетные и внебюджетные средства.

Должны быть изжиты «серые зоны» неопределённости полномочий и безответственности. Покончено с практикой вымогательства у людей денег за услуги, которые и так уже оплачены бюджетом страны.

Закон достаточно хорошо защищает имущество бюджетных учреждений: на него нельзя обратить взыскания.

Хочу обратить внимание всех - и присутствующих в этом зале, и всех наших граждан: эти учреждения нельзя обанкротить в соответствии с проектом закона. Поэтому не может быть и речи о какой бы то ни было скрытой или тем более открытой приватизации.

Повторю: ни о какой перекройке бюджетной сферы речь не идёт, учреждения останутся государственными или муниципальными. Но те из них, кто готов взять на себя больше самостоятельности, а значит, и ответственности, получат статус нового бюджетного, автономного учреждения, а для казенных учреждений сохранится возможность и дальше работать по смете.

Конечно, принятие закона о бюджетных учреждениях - это только полдела. Фактические результаты этой важнейшей, давно назревшей реформы будут зависеть от работы исполнительной власти.

И как в таких случаях говорят, у нас с вами нет права на ошибку. Нужно сделать всё максимально аккуратно и своевременно, тем более что предусмотренный законом переходный период продлен до 1 июля 2012 года. И, конечно, надо оказать необходимую помощь регионам и муниципалитетам.

Я специально пошел на это именно для того, чтобы адаптировать данную сферу к новым требованиям, сделать это спокойно, мягко, чтобы все, что делается, пошло на пользу, а не во вред.

Введение в действие нового механизма должно стать одним из основных критериев оценки должностных лиц всех уровней и, конечно, непосредственных руководителей бюджетных учреждений. Если хотите, должно стать индикатором их профессионализма и самодостаточности.».

Дата публикации

3 февраля 2011, 12:02

Поделиться в соцсетях