Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

12 декабря 2019, четверг

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Отчет о результатах изучения удовлетворенности населения качеством образования в Нижегородской области 2018

Министерство образования, науки и молодежной политики

 Нижегородской области

 

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

"Нижегородский научно-информационный центр"

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель министра образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

_______________ В.Г. Шахназаров

"____"________________ 2018 г.

 

 

 

ОТЧЕТ

О РЕЗУЛЬТАТАХ  ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Директор ГБУ ДПО

"Нижегородский научно-информационный центр"

____________________И.В. Назарова

"____"_________________ 2018 г.

 

 

Нижний Новгород

2018

В соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 12 февраля 2018 года № 46-а государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский научно-информационный центр" в период с 13 февраля по 11 мая 2018 года проводило опрос населения Нижегородской области на предмет изучения удовлетворенности населения качеством образования. Мониторинг удовлетворенности населения качеством образования (формирование групп респондентов) проводился с учетом распределения населения Нижегородской области по социальным группам, полу и возрасту, так, чтобы в целом соответствовать имеющейся структуре населения (Приложение № 1).

Опрос проводился в соответствии с анкетой (Приложение № 2).

Социальные группы респондентов в каждом из населенных пунктов определялись в соответствии с существующей структурой населения региона в целом, представленной Федеральной Службой Охраны Российской Федерации (далее – ФСО).

Всего в опросе приняло участие 1200 человек.

Из них:

·        Жители городов с населением более 1 млн. человек – г. Нижний Новгород – 448 человек (37,34 %).

·        Жители городов с населением 100 тыс. – 500 тыс. человек – г. Арзамас, г. Дзержинск – 130 человек (10,83%).

·        Жители городов с населением 50 тыс. – 100 тыс. человек – г. Балахна, г. Бор, г. Выкса, г. Кстово, г. Павлово, г. Саров – 136 человек (11,33 %).

·        Жители городов с населением менее 50 тыс. человек – г. Богородск, г. Ворсма, г. Городец, г. Заволжье, г. Кулебаки, г. Княгинино, г. Лысково, г. Навашино, г. Первомайск, г. Семенов, г. Сергач, г. Урень, г. Чкаловск, г. Шахунья – 224 человека (18,67%).

·        Жители сельских территорий – 262 человека (21,83%).


По социальным группам участники опроса распределились следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1. Распределение участников опроса по социальным группам

 

Социальная группа

Количество

респондентов, %

Рабочие предприятий и организаций

25

Пенсионеры

14

Инженерно-технические работники

10

Лица, занятые в сельском хозяйстве

10

Работники учета, планирования и делопроизводства, работники торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ЖКХ и другие служащие

7

Творческая и социально-гуманитарная интеллигенция

6,6

Военнослужащие

5

Предприниматели

5

Работники научных и образовательных учреждений

4,4

Студенты

4

Безработные

3

Инвалиды

2

Домохозяйки

2

Руководители предприятий, работники государственной власти и управления

2

Всего

100,0

 

Полученное распределение опрошенных по населенным пунктам и социальным группам соответствует структуре населения Нижегородской области на основании данных ФСО России, что позволяет считать выборку репрезентативной. Для сравнительного анализа результатов использовались данные отчетов о результатах изучения удовлетворенности населения качеством образования в Нижегородской области в 2016 и 2017 годах, проведенных ГБУ ДПО "Нижегородский научно-информационный центр". Результаты исследования 2018 года представлены ниже.

При ответе на вопрос: "Довольны ли вы системой образования в целом?" респонденты оценивали состояние системы образования по шкале: "да", "нет" и "затрудняюсь ответить".

Ответы респондентов распределились следующим образом (Диаграмма 1):

 

Диаграмма 1. Удовлетворенность населения системой образования в целом

 

Результаты опроса  показывают, что население Нижегородской области в целом положительно оценивает состояние системы образования в регионе – 45,41% респондентов (в 2017 году этот показатель составлял 42,42%, а в 2016 году –  50,71%) довольны системой образования. Не довольны 25,54% респондентов (в 2017 году этот показатель составлял – 22,66%, в 2016 году – 24,35%), затруднились ответить – 29,05% респондентов (в 2017 году этот показатель составлял 34,92%, в 2016 году – 24,94%).

При ответе на вопрос: "Удовлетворены ли Вы качеством современного образования?" респонденты оценивали состояние каждого уровня образования, при этом оценка состояния проводилась по шкале: "да", "скорее да", "скорее нет", "нет" и "затрудняюсь ответить".

Ответы респондентов распределились следующим образом (Таблица 2):


 

Таблица 2. Оценка удовлетворенности качеством образования

по уровням образования

 

Уровень

образования

Показатели удовлетворенности состоянием качества

 уровней образования

Да, %

Скорее да, %

Скорее нет, %

Нет, %

Затрудняюсь ответить, %

Итого, %

Дошкольное

22,2

38,24

12,59

8,86

18,11

100,0

Общее

11,94

33,5

27,89

13,43

13,24

100,0

Среднее

профессиональное

16,52

34,51

17,16

11,66

20,15

100,0

Высшее

13,24

27,89

18,38

12,69

27,8

100,0

Дополнительное

23,89

30,59

12,5

8,86

24,16

100,0

Среднее

значение

в 2018 г.

17,56

32,95

17,7

11,1

20,69

100,0

Среднее

значение

в 2017 г.

19,63

38,97

15,28

5,51

20,61

100,0

Среднее

значение

в 2016 г.

27,96

37,93

12,41

5,67

16,03

100,0

 

Средние значения показателей удовлетворенности качеством состояния образования (на основании Таблицы 2) представлены на Диаграмме 2.

Диаграмма 2. Оценка удовлетворенности состоянием качества

образования

Результаты опроса показывают, что население Нижегородской области положительно оценивает состояние уровней образования в регионе – сумма оценок "да" и "скорее да"– 50,51% (в 2017 г. – 58,6% в 2016 г. – 65,89 %).

Наиболее высокую оценку (сумма оценок "да" и "скорее да")  на сегодняшний день имеет дошкольное образование и составляет 60,44% (2017 г. – 66,61%, 2016 г. – 75,4%). Высоким также остается показатель удовлетворенности дополнительным образованием – 54,48% (в 2017 г.– 62,5% , в 2016 г. – 70,87%). Показатель удовлетворенности средним профессиональным образованием составляет 51,03% (в 2017 году этот показатель составлял – 61,98%, в 2016 году – 68,64%). Удовлетворены общим образованием 45,44% респондентов (2017 г. – 51,71%, 2016 г. – 58,26%). Показатель удовлетворенности высшим образованием составляет 41,13% (50,17% в 2017 году, 56,3% в 2016 году).

Вопрос: "Оцените, пожалуйста, Вашу степень удовлетворенности условиями предоставления образовательных услуг" был направлен на выявление удовлетворенности населения отдельными составляющими образовательного процесса (Таблица 3).

Таблица 3. Удовлетворенность условиями предоставления

образовательных услуг

Условие

Ответ

Дошкольное, %

Общее, %

Среднее

 профессиональное, %

Высшее, %

Материальная база и техническое оснащение классов (аудиторий), групп

1.Да

24,07

17,73

16,71

17,53

2. Скорее да

32,93

36,47

29,66

24,63

3. Скорее нет

15,11

20,06

19,96

14,37

4. Нет

10,35

11,47

12,59

11,85

5. Затрудняюсь ответить

17,54

14,27

21,08

31,62

Уровень преподавания, учебно-методическое оснащение

1.Да

25,27

16,51

16,6

15,39

2. Скорее да

33,68

37,13

36,01

30,78

3. Скорее нет

13,06

19,58

14,65

11,94

4. Нет

8,4

11,85

11,1

11,01

5. Затрудняюсь ответить

19,59

14,93

21,64

30,88

 

Условие

Ответ

Дошкольное, %

Общее, %

Среднее

 профессиональное, %

Высшее, %

Организация учебно-воспитательной работы, культурного досуга

1.Да

29,48

22,39

21,92

17,54

2. Скорее да

33,21

34,61

31,91

24,16

3. Скорее нет

9,89

16,32

13,43

12,69

4. Нет

8,86

11,75

11,47

12,03

5. Затрудняюсь ответить

18,56

14,93

21,27

33,58

Качество питания,

 медицинского обслуживания

1.Да

19,22

12,51

13,25

12,03

2. Скорее да

29,38

29,38

26,58

21,92

3. Скорее нет

21,18

28,82

25,84

22,77

4. Нет

13,71

16,04

14,18

12,31

5. Затрудняюсь ответить

16,51

13,25

20,15

30,97

Условия для занятий

физкультурой и спортом

1.Да

26,68

25,28

25,09

20,71

2. Скорее да

33,48

35,63

31,44

26,77

3. Скорее нет

12,41

13,34

11,28

9,79

4. Нет

11,01

11,85

11,85

11,57

5. Затрудняюсь ответить

16,42

13,9

20,34

31,16

Транспортная доступность образовательного учреждения, его

удаленность от места проживания учащихся

1.Да

39,18

36,75

28,18

22,57

2. Скорее да

25,47

28,73

25,65

20,99

3. Скорее нет

10,82

12,13

18,66

20,9

4. Нет

7,93

8,58

10,35

12,03

5. Затрудняюсь ответить

16,6

13,81

17,16

23,51

 

Анализ Таблицы 3 показывает, что респонденты в целом довольны условиями предоставления образования: 58,68% респондентов удовлетворены условиями дошкольного образования (в 2017 г. – 66,72%, 72,73% в 2016 г.), 55,52%  условиями общего образования (в 2017 году – 64,04%, 70,83% в 2016 г.); 50,5%  условиями среднего профессионального образования (в 2017 году – 58,39%, в 2016 году – 67,03%); 42,5% респондентов удовлетворены условиями высшего образования (в 2017 году – 50,77%, в 2016 году – 57,2%).

Анализ результатов исследования по удовлетворенности населения отдельными условиями предоставления образования выявил, что наблюдается отрицательная динамика за год по всем показателям предоставления образовательных услуг (в среднем количество положительно оценивших  условия предоставления образования снизился на 8,8%).

За прошедший год снизился уровень показателей:

·        "Материальная база и техническое оснащение классов (аудиторий), групп" на 13,6%;

·        "Уровень преподавания, учебно-методическое оснащение" на 10,17%;

·        "Транспортная доступность образовательного учреждения, его удаленность от места проживания учащихся" на 8,53%;

·        "Качество питания, медицинского обслуживания" на 7,94%;

·        "Условия для занятий физкультурой и спортом" на 7,73%;

·        "Организация учебно-воспитательной работы, культурного досуга" на 5,08%.

Снижение показателя "Материальная база и техническое оснащение классов (аудиторий), групп" респонденты также отмечают в ответе на вопрос № 14 "Если Вас волнует иная проблема, напишите".

Снижение показателя "Уровень преподавания, учебно-методическое оснащение", возможно, связано с растущими требованиями граждан к результатам преподавания учебных дисциплин.

Снижение показателя "Транспортная доступность образовательного учреждения, его удаленность от места проживания учащихся", возможно, связано с увеличением продолжительности времени, затрачиваемого на передвижение от дома до образовательного учреждения. Данный фактор напрямую зависит от роста транспортных проблем городов, затруднением передвижения.

В зависимости от уровня образования респонденты определяют различные требования к наполнению образовательной услуги содержанием, значение которого увеличивается или снижается. Организация учебно-воспитательной работы, культурного досуга в дошкольном и общем образовании оценивается наиболее высоко. Это можно объяснить структурно четкими, понятными требованиями к этому виду работ.

Результаты ответов на вопрос о степени удовлетворенности условиями предоставления услуг дополнительного образования представлены в Таблице 4.

 

 

Таблица 4. Удовлетворенность условиями предоставления

дополнительных образовательных услуг

 

Условия

Ответ

В учреждении

дополнительного образования, %

В общеобразовательном

учреждении, %

Материальная база и техническое оснащение классов (аудиторий), групп

1.Да

21,46

16,6

2. Скорее да

33,3

30,69

3. Скорее нет

13,43

19,96

4. Нет

11,66

12,69

5. Затрудняюсь ответить

20,15

20,06

Соответствие предлагаемых

направлений и потребностей

1.Да

20,9

17,91

2. Скорее да

35,7

34,89

3. Скорее нет

11,22

14,83

4. Нет

9,89

10,54

5. Затрудняюсь ответить

22,29

21,83

Уровень преподавания,

учебно-методическое оснащение

1.Да

22,76

18,57

2. Скорее да

35,17

34,89

3. Скорее нет

9,89

12,78

4. Нет

9,14

10,07

5. Затрудняюсь ответить

23,04

23,69

Организация учебно-воспитательной работы, массовых мероприятий  (конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.), культурного досуга обучающихся (экскурсии, праздники и т.д.)

1.Да

24,35

21,64

2. Скорее да

35,35

34,79

3. Скорее нет

10,17

11,67

4. Нет

8,12

10,07

5. Затрудняюсь ответить

22,01

21,83

Транспортная доступность образовательного учреждения, его удаленность от места проживания учащихся

1.Да

25,84

29,3

2. Скорее да

29,85

27,89

3. Скорее нет

15,02

12,59

4. Нет

9,98

10,35

5. Затрудняюсь ответить

19,31

19,87

Обеспечение возможности получения бесплатного дополнительного образования по интересующему направлению деятельности (художественное творчество, декоративно-прикладное творчество, техническое творчество, эколого-биологическая деятельность, туристско-краеведческая деятельность, физкультурно-спортивное направление и др.)

1.Да

18,75

18,66

2. Скорее да

25,56

27,24

3. Скорее нет

19,13

17,72

4. Нет

16,04

15,58

5. Затрудняюсь ответить

20,52

20,8

 

 

Анализ Таблицы 4 показывает, что в 2018 году наблюдается снижение уровня показателей:

·       "Обеспечение возможности получения бесплатного дополнительного образования по интересующему направлению деятельности (художественное творчество, декоративно-прикладное творчество, техническое творчество, эколого-биологическая деятельность, туристско-краеведческая деятельность, физкультурно-спортивное направление и другие)" на 11,74%;

·       "Транспортная доступность образовательного учреждения, его удаленность от места проживания учащихся" на 11,54%;

·       "Материальная база и техническое оснащение классов (аудиторий), групп" на 9,25%;

·       "Уровень преподавания, учебно-методическое оснащение" на 9,2%;

·       "Соответствие предлагаемых направлений и потребностей" на 9,17%;

·       "Организация учебно-воспитательной работы, массовых мероприятий  (конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.), культурного досуга обучающихся (экскурсии, праздники и т.д.)" на 7%.

При сравнении условий предоставления дополнительных образовательных услуг в различных типах образовательных организаций респонденты выше оценивают условия в учреждениях дополнительного образования – 54,83% (в 2017 г. – 63,45%, в 2016 г. – 69,06%), чем в общеобразовательных учреждениях 52,18% (в 2017 г. – 62,77% , в 2016 г. – 65,61%).

В то же время возможность получения бесплатного дополнительного образования по интересующему направлению деятельности (художественное творчество, декоративно-прикладное творчество, техническое творчество, эколого-биологическая деятельность, туристско-краеведческая деятельность, физкультурно-спортивное направление и другие) респонденты больше оценивают в общеобразовательном учреждении (45,9% – сумма оценок "да" и "скорее да"). В учреждении дополнительного образования этот показатель составляет 44,31%.

Результаты ответов на вопрос о недостатках предоставления в целом образовательных услуг, то есть, чем именно недовольны респонденты, представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Показатели оценки недостатков предоставления образовательных услуг на каждом уровне образования

Показатель

Вариант

ответа

Дошкольное, %

Общее, %

Среднее

 профессиональное, %

Высшее, %

Дополнительное, %

Получено недостаточное количество знаний, низкая учебная нагрузка в целом

1.Да

13,34

9,51

8,30

8,21

2. Скорее да

19,22

14,65

13,15

12,13

3. Скорее нет

25,47

26,58

22,85

21,46

4. Нет

28,07

28,08

24,82

29,19

5. Затрудняюсь ответить

13,9

21,18

30,88

29,01

Отсутствие основ фундаментальных знаний, недостаточная естественнонаучная составляющая  образовательных программ (математика, физика, химия и др.)

1.Да

13,43

8,12

8,58

2. Скорее да

20,99

18,66

14,09

3. Скорее нет

24,91

24,15

22,67

4. Нет

27,24

28,73

26,58

5. Затрудняюсь ответить

13,43

20,34

28,08

Недостаточная практическая ориентированность образования (нехватка умений и навыков)

1.Да

12,31

14,18

10,26

10,54

9,51

2. Скорее да

21,73

27,43

19,12

18,18

14,37

3. Скорее нет

21,46

21,36

26,31

21,18

22,29

4. Нет

22,95

21,92

23,69

21,74

25,38

5. Затрудняюсь ответить

21,55

15,11

20,62

28,36

28,45

Недостаточный уровень знаний в сфере гуманитарных дисциплин: истории, литературы, культуры, религии, философии и др.

1.Да

13,34

10,82

8,77

2. Скорее да

21,46

19,78

16,78

3. Скорее нет

24,72

24,72

25,47

4. Нет

26,21

24,44

23,51

5. Затрудняюсь ответить

14,27

20,24

25,47

Отсутствие компетенций, востребованных на рынке труда, слабая взаимосвязь образования с реальным сектором экономики, низкие возможности трудоустройство

1.Да

17,26

15,02

14,83

13,15

2. Скорее да

30,04

25,75

25,65

22,11

3. Скорее нет

18,28

20,99

19,41

16,23

4. Нет

16,14

18,09

17,35

17,63

5. Затрудняюсь ответить

18,28

20,15

22,76

30,88

Недостаточная физическая подготовленность учащихся, воспитанников, студентов

1.Да

13,35

13,15

11,38

12,22

2. Скорее да

24,53

25,09

20,99

19,78

3. Скорее нет

21,64

23,04

26,58

22,57

4. Нет

23,97

25,75

23,23

21,92

5. Затрудняюсь ответить

16,51

12,97

17,82

23,51

Не выработано трудолюбие, привычка к труду

1.Да

18,1

22,01

17,54

16,98

2. Скорее да

26,68

29,2

24,81

22,57

3. Скорее нет

19,03

17,63

20,43

17,17

4. Нет

21,45

18,94

20,34

18,75

5. Затрудняюсь ответить

14,74

12,22

16,88

24,53

Слабая воспитательная работа, низкий уровень этики, морали у выпускников

1.Да

13,43

16,14

14,65

13,71

11,85

2. Скорее да

18,84

25,75

21,92

19,68

15,39

3. Скорее нет

28,64

26,96

24,91

22,21

25,47

4. Нет

23,79

18,18

19,96

20,8

21,36

5. Затрудняюсь ответить

15,3

12,97

18,56

23,6

25,93

Отсутствие предпринимательских компетенций: недостаточная управленческая и юридическая грамотность

1.Да

15,3

12,69

12,5

2. Скорее да

32,84

28,91

22,29

3. Скорее нет

21,08

20,99

20,71

4. Нет

11,94

14,93

15,96

5. Затрудняюсь ответить

18,84

22,48

28,54

Недостаточная компетентность в сфере информационных и коммуникационных технологий, Интернет

1.Да

11,29

9,7

9,14

9,33

2. Скорее да

22,85

19,5

16,98

18,28

3. Скорее нет

25,94

24,72

21,36

22,11

4. Нет

23,97

25,93

28,82

25,19

5. Затрудняюсь ответить

15,95

20,15

23,7

25,09

Проявления коррупции в образовательных организациях

1.Да

20,06

20,34

17,07

15,11

16,7

2. Скорее да

15,76

15,86

14,09

13,25

12,41

3. Скорее нет

16,79

18,94

19,68

17,16

16,14

4. Нет

26,03

26,32

26,12

22,86

25,09

5. Затрудняюсь ответить

21,36

18,54

23,04

31,62

29,66

Сборы денег с родителей, обучающихся

1.Да

30,88

29,48

22,76

21,27

23,51

2. Скорее да

20,24

22,67

13,9

11,75

14,93

3. Скорее нет

13,34

14,36

18,38

14,09

14,26

4. Нет

19,68

19,96

25,28

22,95

21,18

5. Затрудняюсь ответить

15,86

13,53

19,68

29,94

26,12

Принуждение к получению платных услуг (закупки формы, принадлежностей у определенного производителя, фото-видеосъемка)

1.Да

24,91

25,75

20,24

20,15

19,78

2. Скорее да

20,62

21,83

13,53

10,73

12,87

3. Скорее нет

13,71

15,1

18,28

15,48

17,07

4. Нет

23,97

22,67

27,33

25,65

24,25

5. Затрудняюсь ответить

16,79

14,65

20,62

27,99

26,03

Препятствует ли

администрация учреждений коррупционным действиям?

1.Да

26,49

25,28

29,76

26,77

24,81

2. Скорее да

12,97

14,37

15,39

12,03

11,66

3. Скорее нет

12,78

14,83

11,19

11,57

10,83

4. Нет

11,85

11,47

10,17

10,45

9,98

5. Затрудняюсь ответить

35,91

34,05

33,49

39,18

42,72

 

Следует отметить, что показатели 1–2, 4–5 и 9–10 не оценивались в дошкольном образовании, а показатель 2,4, 6–7, 9 не оценивались в дополнительном образовании в связи с отсутствием указанных требований к данному уровню образования.

Процент неудовлетворенных респондентов снизился по сравнению с 2017 годом по следующим показателям:

·       "Недостаточный уровень знаний в сфере гуманитарных дисциплин: истории, литературы, культуры, религии, философии и др. "– на 2,96%;

·       "Не выработано трудолюбие, привычка к труду" – на 2,1%.

Наиболее острыми для респондентов проблемами являются:

·        "Проявления коррупции в образовательных организациях" – процент неудовлетворенных возрос на 16,79%;

·        "Сборы денег с родителей, обучающихся" – на 9,64%;

·        "Принуждение к получению платных услуг (закупки формы, принадлежностей у определенного производителя, фото-видеосъемка)" – на 7,46%.

·        "Недостаточная компетентность в сфере информационных и коммуникационных технологий, Интернет" – процент неудовлетворенных респондентов возрос на 6,96%;

·        "Отсутствие основ фундаментальных знаний, недостаточная естественнонаучная составляющая  образовательных программ (математика, физика, химия и др.) " – на 3,24%;

·       "Отсутствие предпринимательских компетенций: недостаточная управленческая и юридическая грамотность" – на 3,15%;

·       "Слабая воспитательная работа, низкий уровень этики, морали у выпускников" – процент неудовлетворенных респондентов возрос на 3%;

·       "Отсутствие компетенций, востребованных на рынке труда, слабая взаимосвязь образования с реальным сектором экономики, низкие возможности трудоустройство" – на 1,82%.

По вопросам:

·       "Недостаточная практическая ориентированность образования (нехватка умений и навыков)";

·       "Недостаточная физическая подготовленность учащихся, воспитанников, студентов";

·       "Получено недостаточное количество знаний, низкая учебная нагрузка в целом";

·       "Препятствует ли администрация учреждений коррупционным действиям?" (бездействие администрации учреждений)

процент неудовлетворенных респондентов возрос  незначительно (от 0,56% до 1,22%).

Наибольшее число респондентов недовольно условиями образовательного процесса в следующих уровнях образования (Таблица 6):

Таблица 6. Уровни образования с наибольшим числом недовольных

условиями образовательного процесса

 

Условие

образовательного процесса

Уровень

образования

Число

недовольных

респондентов, %

Сборы денег с родителей, обучающихся

Общее

Дошкольное

52,15

51,12

Не выработано трудолюбие, привычка к труду

Общее

51,21

Отсутствие предпринимательских компетенций: недостаточная управленческая и юридическая грамотность

Общее

48,14

Принуждение к получению платных услуг (закупки формы, принадлежностей у определенного производителя, фото-видеосъемка)

Общее

Дошкольное

47,58

45,53

Отсутствие компетенций, востребованных на рынке труда, слабая взаимосвязь образования с реальным сектором экономики, низкие возможности трудоустройство

Общее

47,3

Слабая воспитательная работа, низкий уровень этики, морали у выпускников

Общее

41,89

Недостаточная практическая ориентированность образования (нехватка умений и навыков)

Общее

41,61

Недостаточная физическая подготовленность учащихся, воспитанников, студентов

Общее

Дошкольное

38,24

 

37,88

Проявления коррупции в образовательных организациях

Общее

Дошкольное

36,2

 

35,82

Недостаточный уровень знаний в сфере гуманитарных дисциплин: истории, литературы, культуры, религии, философии и др.

Общее

34,8

Отсутствие основ фундаментальных знаний, недостаточная естественнонаучная составляющая  образовательных программ (математика, физика, химия и др.)

Общее

34,42

Недостаточная компетентность в сфере информационных и коммуникационных технологий, Интернет

Общее

34,14

Получено недостаточное количество знаний, низкая учебная нагрузка в целом

Общее

32,56

Бездействие администрации учреждений в отношении коррупционных действий

Общее

26,3

 

Следует обратить внимание на повышенные требования потребителей образовательных услуг в рамках общего образования, что свидетельствует о значимости этого уровня образования для формирования базовых общекультурных компетенций личности. Эти общекультурные компетенции дополняются, развиваются в среднем профессиональном и высшем образовании, но основные требования гражданин предъявляет к выработке трудолюбия, воспитанию, юридической грамотности, физической подготовке, практикоориентированности образования в общем образовании.

При ответе на открытый вопрос "Если Вас волнует иная проблема, напишите" можно выделить наиболее часто встречающиеся высказывания:

·        устаревшее материально-техническое оснащение учебного процесса;

·        плохое питание в образовательной организации;

·        отсутствие помощи от образовательной организации в дальнейшем трудоустройстве.

На вопрос "Сталкивались ли Вы лично в текущем учебном году (сентябрь 2017 - май 2018 г.) с проявлением коррупции в образовательных учреждениях?" число респондентов ответивших "да" увеличилось на 3,38% и составило 9,98% (в 2017 году 6,6% ответили "да"). Число респондентов ответивших "нет" составило 90,02% (в 2017 году 93,4% респондентов ответили "нет").

При этом на уточняющие вопросы по блоку коррупции респонденты ответили следующим образом (Таблица 7):

Таблица 7. Результаты дополнительных вопросов по коррупции

Показатель

Кол-во

 неудовлетворенных в целом, %

Кол-во

неудовлетворенных в дошкольном

образовании, %

Кол-во

неудовлетворенных в общем

образовании, %

Кол-во

 неудовлетворенных в среднем

профессиональном образовании, %

Кол-во

неудовлетворенных в высшем

образовании, %

Кол-во

неудовлетворенных в дополнительном образовании, %

Сборы денег с родителей, обучающихся

42,28

51,12

52,15

36,66

33,02

38,44

Принуждение к получению платных услуг (закупки формы, принадлежностей у определенного производителя, фото-видеосъемка)

38,08

45,53

47,58

33,77

30,88

32,65

Препятствует ли администрация учреждений коррупционным действиям?

23,02

24,63

26,3

21,36

22,02

20,81

 

Как мы видим, наибольшее количество респондентов недовольны сборами денег с родителей в дошкольном и общем образовании, принуждением к получению платных услуг – в общем образовании. Процент респондентов неудовлетворенных действиями администрации в воспрепятствовании коррупционным действиям возрос на 0,87%.

Из вышеперечисленных таблиц видно, что лучше всего респонденты осведомлены о состоянии дел в общем образовании – число затруднившихся с ответами по этому уровню образования минимально – 12,97% до 34,05% опрошенных (в зависимости от вопроса). Максимальное число затруднившихся в ответе – по дополнительному уровню образования – от 19,31% до 42,72% опрошенных. Осведомленность респондентов о состоянии дел в дошкольном образовании – от 15,3% до 35,61% опрошенных; в среднем профессиональном образовании – от 17,16% до 33,49% респондентов; в высшем образовании – от 22,76% до 39,18% опрошенных.

Среди всех опрошенных респондентов – 84,24% имеют детей. В целом, родители, дети которых получают образование, оценили соответствующий уровень образования положительно (Таблица 8).

 

 

 

 

 

Таблица 8. Показатели удовлетворенности качеством образования родителей,  дети которых получили или получают образование

 соответствующего уровня

Уровни

образования

Родители

дошкольников

Родители

школьников

Родители детей,

получающих

среднее

профессиональное

 образование

Родители детей,

получающих

 высшее

профессиональное

образование

довольные

недовольные

затрудняются

ответить

довольные

недовольные

затрудняются

ответить

довольные

недовольные

затрудняются

ответить

довольные

недовольные

затрудняются

ответить

Дошкольное

образование

61,83

20,24

17,93

 

 

 

Общее

образование

 

45,7

44,89

9,41

Среднее

профессиональное

образование

 

76,42

12,2

11,38

Высшее

образование

 

49,61

38,77

11,62

 

Так, 61,83% родителей детей дошкольного возраста довольны образованием (76,83% в 2017 г., 68,5 % в 2016 г.), которое получают их дети в учреждениях дошкольного образования, недовольны образованием – 20,24% (21,69% в 2017 г., 15,96%  в 2016 г.) опрошенных.

45,7% родителей детей, получающих общее образование, довольны этим  уровнем образования (59,69% в 2017 г., 64,23% в 2016 г.), 44,89% опрошенных – не довольны (25,59% в 2017г.,  22,32% в 2016 г.).

Среди родителей детей, получающих среднее профессиональное образование 76,42% родителей учащихся довольны средним профессиональным образованием (80,65% в 2017 г., 61,3% в 2016 г.), 12,2% респондентов не довольны (14,52% в 2017 г., 26,08% в 2016 г.).

49,61% родителей детей, получающих высшее образование, довольны качеством образования на соответствующем образовательном уровне (60,66% в 2017 г., 63,59% в 2016 г.), 38,77%– не довольны (18,04% в 2017 г., 15,41% в 2016 г.).

Наиболее довольны уровнем образования, на котором обучаются их дети, родители учащихся учреждений среднего профессионального и дошкольного образования.

По уровню полученного образования респонденты распределились следующим образом: не имеют образования – 0%, начальное общее имеют 0,09% респондентов, основное общее имеют 1,59% из числа опрошенных,  среднее (полное) общее – 5,41%,  начальное профессиональное – 4,76%, среднее профессиональное – 24,25%, незаконченное высшее профессиональное – 4,57%, высшее профессиональное – 58,96%, имеют ученую степень – 2,15% опрошенных.

 Распределение респондентов, довольных образованием, по социальным группам, возрасту и месту жительства представлено в Таблице 9.

Таблица 9. Распределение респондентов, довольных образованием, по социальным группам, возрасту и месту жительства

Социальная группа

Доля довольных респондентов от числа опрошенных в данной группе, %

Студенты

63,79

Лица, занятые в сельском хозяйстве

60,9

Работники научных и образовательных учреждений

53,21

Инвалиды

50

Предприниматели

48

Работники учета, планирования и делопроизводства, работники торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ЖКХ и другие служащие

42,66

Творческая и социально-гуманитарная интеллигенция

40,32

Пенсионеры

39,42

Военнослужащие

38,88

Рабочие предприятий и организаций

38,69

Руководители предприятий, работники государственной власти и управления

35,71

Инженерно-технические работники

32,34

Безработные

31,37

Домохозяйки

30

Возраст

30-49 лет

48,64

18-29 лет

47,24

50-59 лет

41,45

60 лет и старше

33,96

Место жительства

Сельский населенный пункт

57,18

Город с численностью от 50 до 100 тыс. чел.

47,54

Город с численностью до 50 тыс. чел., поселок городского типа

46,15

Город с численностью от 100 до 500 тыс. чел.

38,4

Город с численностью более 1 млн. чел.

33,69

 

Как видно из представленных данных, из всех обследованных социальных групп населения, в целом довольных образованием, большинство составляют студенты – 63,79% (в 2017 г. – 22,86%), лица, занятые в сельском хозяйстве – 60,9% (в 2017 г. – 39,29%), работники научных и образовательных учреждений – 53,21% (в 2017 г. – 51,52%).

В целом процент удовлетворенных респондентов (по социальным группам) снизился  на 1,54%.

 Наибольшее число положительно оценивающих образование проживают в сельских населенных пунктах. Это в основном люди в возрасте от 30 до 49 лет. Мнение этой группы респондентов важно, так как это родители дошкольников, школьников, студентов техникумов и высших учебных заведений.

Распределение респондентов, неудовлетворительно оценивших образование, по социальным группам, возрасту и месту жительства представлено в Таблице 10.

 

Таблица 10. Распределение респондентов, неудовлетворительно оценивших образование, по социальным группам, возрасту и

месту жительства

 

Социальная группа

Доля недовольных респондентов от числа опрошенных в данной группе, %

Творческая и социально-гуманитарная интеллигенция

40,32

Инженерно-технические работники

36,93

Работники учета, планирования и делопроизводства, работники торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ЖКХ и другие служащие

35,32

Работники научных и образовательных учреждений

33,33

Рабочие предприятий и организаций

32,66

Безработные

31,37

Руководители предприятий, работники государственной власти и управления

28,57

Пенсионеры

24,03

Военнослужащие

22,22

Предприниматели

20

Лица, занятые в сельском хозяйстве

15,45

Домохозяйки

15

Инвалиды

14,28

Студенты

6,89

Возраст

60 лет и старше

36,79

30-49 лет

26,84

50-59 лет

25,9

18-29 лет

17,88

Место жительства

Город с численностью более 1 млн. чел.

34,43

Город с численностью от 100 до 500 тыс. чел.

32,8

Город с численностью от 50 до 100 тыс. чел.

26,22

Город с численностью до 50 тыс. чел., поселок городского типа

23,88

Сельский населенный пункт

18,3

 

Анализ представленных данных показывает, что из всех обследованных социальных групп населения, в целом неудовлетворительно оценивающих образование, большинство составляют творческая и социально-гуманитарная интеллигенция – 40,32% (в 2017 году – 24%), инженерно-технические работники – 36,93% (в 2017 году – 15,16%) и работники учета, планирования и делопроизводства, работники торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ЖКХ и другие служащие – 35,32% (в 2017 году – 22,5%).

В целом процент неудовлетворенных респондентов (по социальным группам) возрос на 1,81%.

Наибольшее число оценивших образование неудовлетворительно проживают в городе Нижнем Новгороде – 34,43% опрошенных. Это, в основном, люди в возрасте 60 лет –36,79%. Данная группа респондентов наиболее удалена от образовательного процесса, информацию о системе образования по большей части они получают из средств массовой информации.

Ответы на вопрос: "Что, на Ваш взгляд, является успешным образованием?" представлены в Таблице 11.

Респонденты должны были из представленных 9 утверждений выбрать 3 наиболее понравившихся варианта.

Таблица 11. Критерии успешного образования

 

Утверждение

Число респондентов, отметивших данное утверждение, %

Получение профессии, ремесла, практико-ориентированное образование с участием промышленного предприятия

64,55

Бизнес-образование, предусматривающее овладение основами предпринимательства, углубленное изучение экономических и юридических знаний

47,11

Интересная учеба, увлекательные занятия, воодушевленные преподаватели

42,91

Приобретенные в процессе учебы  единомышленники, коллеги, друзья

36,75

Образование, соответствующее международным стандартам, позволяющее работать на зарубежных предприятиях, с зарубежными партнерами

36,38

Фундаментальное теоретическое образование, формирующее общие взгляды на окружающую действительность

20,24

Обустроенное и комфортное пребывание детей в течение рабочего времени родителей

19,12

Воспитание в процессе образования социально-ответственной, патриотически-настроенной личности, гражданина России

17,44

Образование (без отношения к профессии) в образовательных учреждениях имеющих длительную специализацию и традиции в преподавании тех  или иных дисциплин

15,49

Анализ данной таблицы показывает, что наиболее приоритетным для респондентов является получение профессии, ремесла, практико-ориентированное образование с участием промышленного предприятия (64,55%, в 2017 году это показатель составлял 22,64%). 47,11% опрошенных считают, что бизнес-образование, предусматривающее овладение основами предпринимательства, углубленное изучение экономических и юридических знаний – это критерий успешного образования (в 2017 году этот показатель составлял – 8,26%). Наряду с этим, респонденты также считают, что интересная учеба, увлекательные занятия, воодушевленные преподаватели, является критерием успешности полученного образования (в 2017 году этот показатель составлял – 14,86%).

В открытом блоке этого вопроса респонденты чаще всего указывали критерий "Помощь в дальнейшем трудоустройстве".

Ответы на вопрос: "Из каких источников Вы получаете информацию о жизни области, города, района?" представлены в Таблице 12.

Респонденты оценивали каждый источник получения информации – "да, получаю информацию из данного источника", "нет, не получаю информацию из данного источника".

Таблица 12. Показатели оценки источников получения информации

об образовании

 

Источник информации

Число респондентов, получающих информацию из данного источника, % от числа опрошенных

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Региональные теле-

и радиокомпании

77,41

73,97

73,13

Интернет

66,2

57,2

76,77

Информация друзей, родственников, соседей

75,2

70,55

65,95

Региональная пресса

52,1

48,97

56,9

Социальные сети

57,33

64,04

55,4

Сайт "образование-нн.рф"

29,36

29,11

25,9

 

Из Таблицы 12 видно, что чаще всего население в качестве основного источника получения информации использует информацию из сети Интернет (76,77%); информацию региональных теле- и радиокомпаний – 73,13%, с некоторым отрывом – информацию друзей, родственников, соседей (65,95%). Сайт "образование-нн.рф" около 30% респондентов уже третий год используют  в качестве источника информации. В то же время, необходима рекламная кампания по продвижению данного ресурса среди населения.

 


 

Опрос населения Нижегородской области по вопросу удовлетворенности качеством образования, проведенный в 2018 году (для сравнительного анализа результатов использовались данные отчетов о результатах изучения удовлетворенности населения качеством образования в Нижегородской области в 2016 и 2017 годах) показал следующее:

1. Показатель удовлетворенности населения системой образования Нижегородской области в целом по сравнению с 2017 годом возрос на 2,99%, а также снизилось число респондентов, затруднившихся оценить систему образования (на 5,87%). В тоже время, в связи с возросшей требовательностью к уровням образования в целом, увеличилось число недовольных системой образования (на 2,88%).

2.  По уровням образования за последние три года, в среднем, не удовлетворены: средним профессиональным образованием – 17,61% опрошенных, дополнительным образованием – 16,39 %, общим образованием – 15,17%, дошкольным и высшим образованием – 14% респондентов.

Однако, родители, чьи дети получают образование, оценили уровень удовлетворенности качеством образования следующим образом: наиболее удовлетворены родители, чьи дети получают среднее профессиональное (76,42% опрошенных) и дошкольное образование (61,83% опрошенных). Снизилась удовлетворенность родителей уровнем образования, который получает их ребенок, в высшем (на  11,05% по сравнению с 2017 годом) и общем образовании (на 13,99% по сравнению с 2017 годом). Эта группа респондентов наиболее информирована по вопросам образования.

3. Показатели удовлетворенности условиями предоставления образования снизились в зависимости от уровня образования. Так, условиями предоставления общего образования не удовлетворены (сумма ответов "скорее нет" и "нет")  30,3% респондентов (в 2017 г. – 31,77%), среднего профессионального образования – 29,23% (в 2017 г. – 20,35%), высшего образования – 27,21% респондентов (в 2017 г. – 19,86%), дошкольного образования – 23,79% (в 2017 г. –18,04%).

Количество респондентов, удовлетворенных показателями "Материальная база и техническое оснащение классов (аудиторий), групп" и "Уровень преподавания, учебно-методическое оснащение" снизился за прошедший год на 13,6% и 10,17% соответственно.

Стоит также отметить, что возросло количество респондентов, неудовлетворительно оценивающих уровень качества питания и медицинского обслуживания в образовательных организациях (процент ответивших "скорее нет" и "нет" увеличился на 8,27%).

В целом показатели удовлетворенности остаются достаточно высокими, более 40% и наиболее высокую оценку получили "Транспортная доступность образовательного учреждения, его удаленность от места проживания учащихся", "Условия для занятия физкультурой и спортом".

4. Показатели удовлетворенности условиями предоставления услуг дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных учреждениях респонденты оценивают на высоком уровне от 45,11% до 58,07%.

5. Результаты ответов на вопрос о недостатках предоставления образовательных услуг показали следующее:

По сравнению с 2017 годом снизился процент неудовлетворенных респондентов по следующим показателям: "Недостаточный уровень знаний в сфере гуманитарных дисциплин: истории, литературы, культуры, религии, философии и др. "– на 2,96%; "Не выработано трудолюбие, привычка к труду" – на 2,1%. При этом увеличился процент недовольных по показателям: "Проявления коррупции в образовательных организациях", "Сборы денег с родителей, обучающихся", "Принуждение к получению платных услуг (закупки формы, принадлежностей у определенного производителя, фото-видеосъемка)", "Недостаточная компетентность в сфере информационных и коммуникационных технологий, Интернет" – процент неудовлетворенных респондентов возрос в среднем на 10,21%.

6. На вопрос "Сталкивались ли Вы лично в текущем учебном году с проявлением коррупции в образовательных учреждениях?" число респондентов ответивших "да" увеличилось на 3,38% по сравнению с прошлым годом. Число респондентов ответивших "нет" составило 90,02%. Наибольшее количество респондентов недовольны сборами денег с родителей в дошкольном и общем образовании, принуждением к получению платных услуг – в общем образовании. Процент респондентов неудовлетворенных действиями администрации в воспрепятствовании коррупционным действиям возрос на 0,87%.

7. Из всех обследованных социальных групп населения, в целом довольных образованием, большинство составляют студенты – 63,79% (в 2017 г. – 22,86%), лица, занятые в сельском хозяйстве – 60,9% (в 2017 г. – 39,29%), работники научных и образовательных учреждений – 53,21% (в 2017 г. – 51,52%).

В 2017 году довольны образованием были инженерно-технические работники – 75,76%, творческая и социально-гуманитарная интеллигенция – 54% и домохозяйки – 53%.

В целом процент удовлетворенных респондентов (по социальным группам) снизился  на 1,54%.

 Наибольшее число положительно оценивающих образование проживают в сельских населенных пунктах. Это в основном люди в возрасте от 30 до 49 лет. Мнение этой группы респондентов важно, так как это родители дошкольников, школьников, студентов техникумов и высших учебных за-ведений.

Не довольны образованием творческая и социально-гуманитарная интеллигенция – 40,32% (в 2017 году – 24%), инженерно-технические работники – 36,93% (в 2017 году – 15,16%) и работники учета, планирования и делопроизводства, работники торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ЖКХ и другие служащие – 35,32% (в 2017 году – 22,5%).

В 2017 году недовольны образованием были военнослужащие – 48%, студенты – 37,15%, инвалиды – 35,3%.

В целом процент неудовлетворенных респондентов (по социальным группам) возрос на 1,81%.

Наибольшее число оценивших образование неудовлетворительно проживают в городе Нижнем Новгороде – 34,43% опрошенных. Это, в основном, люди в возрасте 60 лет –36,79%. Данная группа респондентов наиболее удалена от образовательного процесса, информацию о системе образования по большей части они получают из средств массовой информации.

8. Наиболее приоритетным для респондентов является получение профессии, ремесла, практико-ориентированного образования с участием промышленного предприятия. Также критерием успешного образования  считают бизнес-образование, предусматривающее овладение основами предпринимательства, углубленное изучение экономических и юридических знаний.

9. Чаще всего население в качестве основного источника получения информации использует информацию из сети Интернет (76,77%); информацию региональных теле- и радиокомпаний – 73,13%, с некоторым отрывом – информацию друзей, родственников, соседей (65,95%). По данному вопросу наблюдается в целом положительная динамика в сравнении с 2017 годом.

10. Сохраняется высокий процент затруднившихся ответить на ряд вопросов, что можно объяснить недостаточной информированностью населения о сфере образования. Распределение по источникам информации подтверждает важность формирования единого информационного поля о системе образования в региональных СМИ.

____________________________


 

Приложение № 1

 

Распределение квот респондентов по половозрастным  группам

г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Города (более 1 млн. человек)

 

448

г. Нижний Новгород

В том числе:

 

Мужчины 18-29 лет

52

Мужчины 30-49 лет

78

Мужчины 50-59 лет

32

Мужчины 60 лет и старше

32

Женщины 18-29 лет

54

Женщины 30-49 лет

88

Женщины 50-59 лет

42

Женщины 60 лет и старше

70

Города (100 тыс. - 500 тыс. человек)

 

130

г. Арзамас, г. Дзержинск

В том числе:

 

Мужчины 18-29 лет

16

Мужчины 30-49 лет

22

Мужчины 50-59 лет

8

Мужчины 60 лет и старше

10

Женщины 18-29 лет

16

Женщины 30-49 лет

26

Женщины 50-59 лет

12

Женщины 60 лет и старше

20

Города (50 тыс. - 100 тыс. человек)

 

136

г. Балахна, г. Бор, г. Выкса, г. Кстово, г. Павлово, г. Саров

В том числе:

 

Мужчины 18-29 лет

16

Мужчины 30-49 лет

24

Мужчины 50-59 лет

10

Мужчины 60 лет и старше

10

Женщины 18-29 лет

16

Женщины 30-49 лет

26

Женщины 50-59 лет

12

Женщины 60 лет и старше

22

Города (менее 50 тыс. человек)

 

224

г. Богородск, г. Ворсма, г. Городец, г. Заволжье,

г. Кулебаки, г. Княгинино, г. Лысково,

г. Навашино, г. Первомайск, г. Семенов, г. Сергач, г. Урень, г. Чкаловск, г. Шахунья

В том числе:

 

Мужчины 18-29 лет

26

Мужчины 30-49 лет

38

Мужчины 50-59 лет

16

Мужчины 60 лет и старше

16

Женщины 18-29 лет

26

Женщины 30-49 лет

44

Женщины 50-59 лет

22

Женщины 60 лет и старше

36

Село

 

262

 

В том числе:

 

Мужчины 18-29 лет

28

Мужчины 30-49 лет

48

Мужчины 50-59 лет

18

Мужчины 60 лет и старше

26

Женщины 18-29 лет

22

Женщины 30-49 лет

44

Женщины 50-59 лет

18

Женщины 60 лет и старше

58

ИТОГО:

 

1200

 


 

Приложение № 2

Анкета опроса

Удовлетворенность населения качеством образования

Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде, поэтому свою фамилию и должность указывать не нужно.

1. Ваш возраст?

1. 18-29 лет               2. 30-49 лет               3. 50-59 лет               4. 60 лет и старше

2. Ваш пол?

1. мужской

2. женский

3.  Ваше образование?

1. Не имею

2. Начальное общее

3. Основное общее

4. Среднее (полное) общее

5. Начальное профессиональное

6. Среднее профессиональное

7. Незаконченное высшее профессиональное

8. Высшее профессиональное

9. Имею ученую степень

 

4. Где Вы живете?

1. Город с численностью более 1 млн. чел.

2. Город с численностью от 100 до 500 тыс. чел.

3. Город с численностью от 50 до 100 тыс. чел.

4. Город с численностью до 50 тыс. чел., поселок городского типа

5. Сельский населенный пункт

5. К какой социальной группе Вы себя относите (на момент опроса)?

01. Инженерно-технические работники предприятий и организаций

02. Творческая и социально-гуманитарная интеллигенция

03. Работники научных и образовательных учреждений

04. Пенсионеры

05. Инвалиды

06. Домохозяйки

07. Студенты ВУЗов и техникумов

08. Предприниматели

09. Безработные

10. Лица, занятые в сельском хозяйстве

11. Руководители предприятий, работники государственной власти и управления

12. Работники учета, планирования и делопроизводства, работники торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ЖКХ и другие служащие

13. Военнослужащие

14. Рабочие предприятий и организаций

6. Есть ли у Вас дети?

1. Да

2. Нет

 

 

 

7. Ваш ребенок является

Можно указать несколько вариантов ответа.

1. дошкольником

2. школьником

4. студентом техникума

5. студентом ВУЗа

6. дети уже не учатся

7. детей нет

 

8. Посещает ли Ваш ребенок объединения дополнительного образования (кружки, секции, студии и т.д.)?

1. Да

2. Нет

 

9. Довольны ли вы системой образования в целом?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

 

10. Удовлетворены ли Вы качеством современного образования?

Выберите, пожалуйста, только один ответ в каждой строке таблицы

 

Уровень образования

да

скорее да

скорее нет

нет

затрудняюсь ответить

1.     дошкольное

1

2

3

4

5

2.     общее

1

2

3

4

5

3.     среднее профессиональное

1

2

3

4

5

4.     высшее

1

2

3

4

5

5.     дополнительное образование (кружки, секции, студии и т.д.)

1

2

3

4

5

 


 

11. Оцените, пожалуйста, Вашу степень удовлетворенности условиями предоставления образовательных услуг?

Впишите номер предложенного варианта ответа по каждому из условий предоставления образования и по каждому уровню образования

 

Условия

Вариант ответа

Дошкольное

Общее

Среднее

профессиональное

Высшее

  • Материальная база и техническое  оснащение классов (аудиторий), групп

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

  • Уровень преподавания, учебно-методическое оснащение

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

  • Организация учебно-воспитательной работы, культурного досуга

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

  • Качество питания, медицинского обслуживания

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

  • Условия для занятий физкультурой и спортом

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

  • Транспортная доступность образовательного учреждения, его удаленность от места проживания учащихся

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

 

 

 

12. Оцените, пожалуйста, Вашу степень удовлетворенности условиями предоставления услуг дополнительного образования?

Впишите номер предложенного варианта ответа по каждому из условий предоставления образования и по месту их предоставления

 

Условия

Вариант

ответа

В учреждении дополнительного образования (Центр внешкольной работы,  Центр творчества, спортивная школы, музыкальная школа, школа искусств и т.д.)

В общеобразовательной организации

  • Материальная база и техническое  оснащение помещений (кружков, секций, студий и т.д.)

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

  • Соответствие предлагаемых направлений (программ) дополнительного образования интересам и потребностям обучающихся

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

  • Уровень преподавания, учебно-методическое оснащение

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

  • Организация учебно-воспитательной работы, массовых мероприятий  (конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.), культурного досуга обучающихся (экскурсии, праздники и т.д.)

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

  • Транспортная доступность образовательного учреждения, его удаленность от места проживания учащихся

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

  • Обеспечение возможности получения бесплатного дополнительного образования по интересующему направлению деятельности (художественное творчество, декоративно-прикладное творчество, техническое творчество, эколого-биологическая деятельность, туристско-краеведческая деятельность, физкультурно-спортивное направление и другие)

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

13. Говоря о недостатках, уточните, пожалуйста, чем конкретно Вы недовольны.

Впишите номер предложенного варианта ответа по каждому показателю предоставления образовательных услуг и по каждому уровню образования

 

Показатель

Вариант ответа

Дошкольное

Общее

Среднее

профессиональное

Высшее

Дополнительное образование

  • Получено недостаточное количество знаний, низкая учебная нагрузка в целом, низкая содержательность занятий, однообразие форм и методов учебной работы

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

  • Отсутствие основ фундаментальных знаний, недостаточная естественнонаучная составляющая  образовательных программ (математика, физика, химия и др.)

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

 

  • Недостаточная практическая ориентированность образования (нехватка умений и навыков)

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

 

  • Недостаточный уровень знаний в сфере гуманитарных дисциплин: истории, литературы, культуры, религии, философии и др.

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

 ответить

 

 

 

 

 

  • Отсутствие компетенций, востребованных на рынке труда, слабая взаимосвязь образования с реальным сектором экономики, низкие возможности трудоустройства

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

  • Недостаточная физическая подготовленность учащихся, воспитанников, студентов

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

Ответить

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Не выработано трудолюбие, привычка к труду

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

 

 

  • Слабая воспитательная работа, низкий уровень этики, морали у выпускников

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

 

  • Отсутствие предпринимательских компетенций; недостаточная управленческая, экономическая  и юридическая грамотность

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

  • Недостаточная компетентность в сфере информационных и коммуникационных технологий

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

  • Проявления коррупции в образовательных организациях

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

 

11.1   Сборы денег с родителей, обучающихся

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

 

11.2   Принуждение к получению платных услуг  (закупки формы, принадлежностей у определенного производителя, фото – видеосьемка)

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

 

11.3. Препятствует ли администрация учреждений  коррупционным  действиям?

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь

ответить

 

 

 

 

 

 

14. Если Вас волнует иная проблема, напишите ___________________________________

 

15. Сталкивались ли Вы лично в текущем учебном году (сентябрь 2016 - май 2017 г.) с проявлением коррупции в образовательных учреждениях:

Да                               Нет

16. Что на Ваш взгляд является успешным образованием (отметить не более 3-х вариантов)

Утверждение

Да

Нет

  • Получение профессии, ремесла, практико-ориентированное образование с участием промышленного предприятия

1

0

  • Фундаментальное теоретическое образование, формирующее общие взгляды на окружающую действительность

1

0

  • Образование, соответствующее международным стандартам, позволяющее работать на зарубежных предприятиях, с зарубежными партнерами

1

0

  • Бизнес-образование, предусматривающее овладение основами предпринимательства, углубленное изучение экономических и юридических знаний

1

0

  • Образование (без отношения к профессии) в образовательных учреждениях имеющих длительную специализацию и традиции в преподавании тех  или иных дисциплин

1

0

  • Интересная учеба, увлекательные занятия, воодушевленные преподаватели

1

0

  • Воспитание в процессе образования социально-ответственной, патриотически-настроенной личности, гражданина России

1

0

  • Обустроенное и комфортное пребывание детей в течение рабочего времени родителей

1

0

  • Приобретенные в процессе учебы  единомышленники, коллеги, друзья

1

0

 

Укажите иное ___________________________________________________________

 

17. Из каких источников Вы получаете информацию о жизни области, города, района?

Оцените каждое СМИ.

Наименование СМИ

Да

Нет

  • Региональные теле- и радиокомпании

1

0

  • Региональная пресса (газеты, журналы), в т.ч. региональные приложения к федеральным изданиям

1

0

  • Интернет

1

0

  • Социальные сети

1

0

  • Информация друзей, родственников, соседей

1

0

  • Сайт "образование-нн.рф"

1

0

 

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение № 3

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОПРОСА

Удовлетворенность населения качеством образования

1. Учреждения и организации, привлеченные к проведению опроса, назначают ответственных исполнителей, которые:

1.1.       Определяют круг респондентов и места сбора информации.

1.2.      Дают респондентам пояснения сути вопросов анкеты.

1.3.      Контролируют полноту и правильность заполнения анкеты.

1.4.      Осуществляет сбор и предоставление  собранной информации в ГБУ ДПО «Нижегородский научно-информационный центр» по адресу: г. Н. Новгород, ул. Октябрьская, 25, каб. 14, тел. 434-00-07, контактное лицо: Зотова Александра Александровна.

Руководители опроса, контролирующие правильность заполнения анкеты, могут дать следующую инструкцию респондентам:

1. "Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде, поэтому свою фамилию и должность указывать не нужно".

2. "Выберите  вариант ответа, который соответствует Вашему мнению".

 

·        В вопросах №1-9 выбирается порядковый номер Вашего варианта ответа и отмечается любым способом.

Пример:

8. Довольны ли вы системой образования в целом?

① Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

 

·        В вопросе №10, который требует ответа по всем видам образования, необходимо отметить (любым способом) один ответ в каждой строке

Пример:

10. Удовлетворены ли Вы качеством современного образования?

 

Уровень образования

да

скорее да

скорее нет

нет

затрудняюсь ответить

дошкольное

2

3

4

5

общее

1

3

4

5

среднее профессиональное

1

3

3

4

высшее

2

3

4

5

 

·        В вопросах  №11 и №13 необходимо вписать соответствующую варианту ответа цифру по каждому из условий предоставления образования и по каждому виду образования

 

 

 

 

 

Примеры:

Условия

Вариант ответа

Дошкольное

Общее

Среднее

профессиональное

Высшее

1.      Материальная база и техническое  оснащение классов (аудиторий), групп

1.Да

2. Скорее да

3. Скорее нет

4. Нет

5. Затрудняюсь ответить

2

1

5

2

 

·        Вопрос №14 - дополнительный, заполняется произвольно

·        В вопросе №15 ответ отмечается любым способом (возможно дополнение)

·        В вопросе №16 необходимо отметить не более 3-х вариантов утверждений.  Отметьте любым способом цифру, соответствующую Вашему варианту ответа

Утверждение

Да

Нет

1.      Получение профессии, ремесла, практико-ориентированное образование с участием промышленного предприятия

0

 

·        В вопросе №17 необходимо оценить каждый источник информации. Отметьте любым способом цифру, соответствующую Вашему варианту ответа

Пример:

Наименование СМИ

Да

Нет

  • Региональные теле- и радиокомпании

1

  • Региональная пресса (газеты, журналы), в т.ч. региональные приложения к федеральным изданиям

0

  • Интернет

0

  • Социальные сети

0

  • Информация друзей, родственников, соседей

1

  • Сайт образование-нн.рф

0

 

Примечание:

лица без образованиялица, которые не окончили начальную общеобразовательную школу, в том числе неграмотные;

начальное общее образование – имеют лица, которые окончили начальную общеобразовательную школу или менее 9 классов общеобразовательной школы;

основное общее образование – имеют лица, которые окончили 9 классов общеобразовательного учреждения, неполную среднюю школу, а также учатся в 10-11 (12) классах общеобразовательного учреждения;

начальное профессиональное образование – имеют лица, которые окончили учреждения начального профессионального образования, профессиональное или профессионально-техническое училище, профессиональный лицей, школу фабрично-заводского обучения и т.п. на базе основного или среднего общего образования;

среднее (полное) общее образование – имеют лица, которые окончили среднюю общеобразовательную школу, лицей, гимназию и т.п. и получили аттестат о среднем (полном) общем образовании;

среднее профессиональное образование – лица, которые окончили среднее специальное учебное заведение: техникум, училище, колледж, техникум-предприятие;

неполное высшее (незаконченное высшее) – имеют  лица, которые имеют диплом о неполном высшем образовании (в объеме не менее 2-х курсов высшего учебного заведения) или учились и закончили обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования в объеме половины и более срока обучения;

высшее профессиональное образование – имеют лица, которые окончили высшее учебное заведение: институт, академия, университет и т.п.

наличие ученой степени – имеют лица, защитившие кандидатские и докторские диссертации и имеющие соответствующую ученую степень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнители:

Захарова Ирина Юрьевна

Зотова Александра Александровна

8 (831) 434-00-07

Дата публикации

21 февраля 2019, 17:31

Поделиться в соцсетях