Деятельность

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация предоставления общедоступного и качественного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской  области

В Нижегородской области созданы условия для предоставления качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В 2015-2016 учебном году в Нижегородской области области сеть образовательных организаций для всех категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов представлена:

- 48 образовательными организациями (коррекционными), осуществляющими деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (в том числе, интернатного типа), в которых обучается  5771 ребенок с ОВЗ и инвалидностью;

- 570 классами коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения при общеобразовательных учреждениях с охватом 3386 детей;

- общеобразовательными организациями, в которых обучается инклюзивно 4574 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- 1217 организациями дошкольного образования, 116 группами дошкольного образования на базе общеобразовательных организаций, 11 негосударственными дошкольными организациями, 2 – ведомственные организации, в которых воспитывается 5089 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

 - 182 организациями дополнительного образования, в которых занимается 1241 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

 

Дошкольное образование

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста обеспечена доступность услуг дошкольного образования. Для этого в муниципальных дошкольных образовательных организациях обеспечена необходимая коррекционно-педагогическая и медико-социальная помощь, родители (законные представители) воспитанников обеспечены профессиональной консультативной, психолого-педагогической поддержкой специалистов.

В дошкольных организациях созданы специальные условия для детей с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, для детей с задержкой психического развития, и часто болеющих детей.

В 2015-2016 учебном году в регионе действуют   консультативные пункты (центры) на базе 183 дошкольных организаций. Для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста специалистами консультационных центров оказывается квалифицированная методическая помощь, проводится психолого-педагогическое просвещение по вопросам детской психологии и педагогики.

В целях создания системы ранней помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам и повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в настоящее время разрабатывается комплексный план мероприятий по апробации внедрения моделей служб ранней помощи. Деятельность данных служб будет основана на межведомственном сотрудничестве организаций здравоохранения, образования и социальной защиты по организации работы с детьми в возрасте от 0 месяцев до 3 лет, не посещающими образовательные организации, и их родителями (законными представителями) по оказанию медико-социальной, психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, а также их семьям.

 

Обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий

В целях получения детьми-инвалидами дистанционного образования в регионе утверждено постановление Правительства Нижегородской области от 11 февраля 2015 года № 66 и функционирует Ресурсный центр обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий-структурное подразделение Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат   для слепых и слабовидящих детей» (далее – Ресурсный центр).

 В Ресурсном центре обеспечено предоставление образовательных услуг 100 % обратившихся детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний к обучению с применением дистанционных образовательных технологий. По состоянию на 1 мая 2016 года в Ресурсном центре обучалось 220 детей-инвалидов из муниципальных общеобразовательных организаций Нижегородской области.

Услугами доступа к образовательным ресурсам Ресурсного центра и сети Интернет, а также возможностью получить информационно-методическую помощь в работе с данными видами ресурсов в дистанционном режиме пользуются ежегодно не менее 1000 участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов.

 

Обучение  на дому или в медицинских организациях

В целях соблюдения государственных гарантий прав детей-инвалидов, детей, нуждающихся в длительном лечении, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях министерством образо утвержден Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях. В областных медицинских организациях созданы условия для образовательной деятельности детей, находящихся на длительном лечении. Ежегодно в медицинских организациях получают образовании более 300 детей.

 

Реализация государственной программы

 Российской Федерации «Доступная среда»

С 2011 года регион принимает участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда  на 2011-2020 гг» (далее – Программа), в части проведения мероприятий по формированию в Нижегородской области сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

За этот преиод созданы условия в 164  созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

В 2016 году в реализацию мероприятий Программы включены 5 муниципальных дошкольных образовательных организаций и 4 муниципальные общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы.

 

Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью

В практику работы организаций дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов внедрены адаптированные программы дополнительного образования.

 

Психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей. Реализация мероприятий индивидуальной программы реабилитации

В Нижегородской области создана и функционирует единая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, которая обеспечивает доступность услуги сопровождения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи независимо от места проживания и наличия специалистов в муниципальном образовании и представляет собой трехуровневую организационную структуру:

- Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия;

- 36 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий;

-278 психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.

В регионе функционируют два Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (1 региональный, 1 территориальный). Специалисты Центров оказывают психолого-педагогическую помощь родителям в формировании умений, необходимых для воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляют индивидуальную консультативную помощь семьям по вопросам коррекции нарушений развития детей, разрабатывают и оказывают содействие в реализации программ социально-педагогической направленности. Специалисты Центров активно взаимодействуют с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, посредством разработки и реализации авторских программ социально-педагогической направленности.

Дети-инвалиды в образовательных организациях получают услуги по социально-педагогической реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, работа педагогов по адаптации, развитию коммуникативных навыков с учетом рекомендаций ИПР и заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Осуществляется комплексное  психолого-медико-педагогическое  сопровождение детей-инвалидов.

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ОВЗ являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к ним. В образовательных организациях организуется информирование населения, родителей (законных представителей) по вопросам обучения детей с ОВЗ: информация и документы размещаются на интернет-сайтах, рассматриваются на родительских собраниях, заседаниях Советов образовательных организаций. Осуществляется обмен опытом родителей по адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проводятся индивидуальные консультации для родителей, информационные лектории.

 

Повышение квалификации

Штат сотрудников образовательных организаций для детей-инвалидов, укомплектован в соответствии со штатными расписаниями. Имеющихся штатных единиц достаточно для организации образовательной и коррекционной работы с воспитанниками.

С целью повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Нижегородский институт развития образования проводит курсы повышения квалификации. В основе курсов лежит модульный подход, раскрывающий содержание той или иной образовательной области.

 

В 2015-2016 учебном году обучение прошли более 300 специалистов:

 - руководителей, педагогов и специалистов сопровождения общеобразовательных организаций (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги);

-  руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий;

- специалистов по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

 

Профессиональное образование

Профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и уровней Нижегородской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

В 2015-2016 учебном году в 76 профессиональных образовательных организациях Нижегородской области проходят обучение 644 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 1,4% от общего контингента студентов, обучающихся на очной форме обучения. Из них 383 человека   обучается по программам профессиональной подготовки  (в коррекционных группах).

 261 студент  (0,6%) обучается по основным профессиональным образовательным программам, из них:

- с нарушением зрения - 53 человека;

- с нарушением слуха - 23 человека;

- с нарушение опорно-двигательного аппарата -53 человека;

- на кресле-коляске-2 человека (прикладная информатика-1, физическая культура -1);

- с психическими нарушениями – 16 человек;

- с соматическими заболеваниями – 114 человека.

В 15 ПОО нет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  

В 2014 году в рамках реализации подпрограммы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области» на 2014-2016 годы проведены мероприятия по адаптации зданий ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж имени А.М.Горького», ГБОУ СПО «Нижегородский педагогический колледж имени К.Д.Ушинского» для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с положением о стипендиальном обеспечении обучающимся и студентам учреждений профессионального образования, признанным в установленном порядке инвалидами 1 и 2 групп, и детям - инвалидам назначается государственная социальная стипендия.

Во всех профессиональных образовательных организациях осуществляется психолого-педагогическое сопровождение обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время прорабатываются методики дистанционного обучения и планируется проведение обучающих семинаров для педагогических работников.

В 2015 году из профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Нижегородской области,  выпустилось 32 выпускника из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Из них 27 человек человек трудоустроены. При этом формирование индивидуальной карьерной траектории студентов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, является одним из основных направлений деятельности служб содействия трудоустройству выпускников, созданных в каждой профессиональной образовательной организации.

Дата создания страницы: 00.00.0000
Дата модификации страницы: 10.06.2016